Особливості традиційної дидактичної системи
Педагогічні поняття концепції навчання і дидактичні
системи тотожні за змістом, у зв'язку з цим правомірним є використання як
першого, так і другого поняття. І. П. Підласий виділяє три дидактичні
системи, які принципово різняться між собою: «1) система Й.-Ф. Гербарта; 2)
дидактична система Дж. Дьюї; 3) досконала система». Отже, можна виділити три
групи концепцій навчання: традиційну, педоцентристську, сучасну.
Кожна група складається з певних напрямів і педагогічних
теорій. Цей поділ здійснено на основі розуміння дидактичного процесу — об'єкта
і предмета дидактики.
У традиційній системі навчання домінантну
роль відіграє викладання — діяльність педагога. До цієї групи відносять класно-урочну
систему Я. А. Коменського, вільне виховання Ж.-Ж. Руссо, концепцію
навчання бідноти І. Г. Песталоцці, теорію матеріальної освіти Г.
Спенсера.
Класно-урочна система Я. А.
Коменського представляє комбинацию лекційного способу викладання и самостійної
роботи з книгою (дидахография).
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде
всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на
принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся
преобладающей в школах мира.
Отличительными признаками традиционной
классно-урочной технологии являются:
- учащиеся приблизительно одного
возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном
постоянный состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по единому годовому
плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в
школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
- основной единицей занятий является
урок;
- урок, как правило, посвящен одному
учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем
же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит
учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности
каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о
переводе учащихся в следующий класс;
- учебные книги (учебники) применяются,
в основном, для домашней работы.
Учебный год, учебный день, расписание уроков,
учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты
классно-урочной системы.
Классификационные параметры ТО
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: педагогика
принуждения.
По основному фактору развития: социогенная
- с допущениями биогенного фактора.
По концепция усвоения: ассоциативно-рефлекторная
с опорой на суггестию (образец, пример).
По ориентации на личностные структуры -
информационная, ЗУН.
По характеру содержания: светская,
технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По типу управления: традиционное
классическое + ТСО.
По организационным формам: классно-урочная,
академическая.
По подходу к ребенку: авторитарная.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации
Цели обучения - подвижная категория, включающая в
зависимости от ряда условий те или иные составляющие.
В советской педагогике цели обучения формулировались
так:
• формирование системы знаний, овладение
основами наук;
• формирование основ научного мировоззрения;
• всестороннее и гармоническое развитие
каждого ученика;
• воспитание идейно убежденных борцов за
коммунизм, за светлое будущее всего человечества;
• воспитание сознательных и высокообразованных
людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.
Таким образом, по своему характеру цели ТО
представляет воспитание личности с заданными свойствами.
По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно
на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (всестороннее развитие было
декларацией).
В современной массовой российской школе цели
несколько видоизменились -исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего
гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного
воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных
качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
Массовая школа с традиционной технологией остается
«школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой,
преобладание рационально-логической стороны познания над
чувственно-эмоциональной.
Концептуальные положения
Концептуальную основу ТО составляют принципы
педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским:
• научности (ложных знаний не может быть,
могут быть только неполные);
• природосообразности (обучение определяется
развитием, не форсируется);
• последовательности и систематичности
(последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
• доступности (от известного к неизвестному,
от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
• прочности (повторение - мать учения);
• сознательности и активности (знай
поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
• принцип наглядности (привлечение различных
органов чувств к восприятию);
• принцип связи теории с практикой
(определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);
• учета возрастных и индивидуальных
особенностей.
• Обучение - это процесс
передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений -
подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание,
методы и средства.
Особенности содержания
Содержание образования в традиционной массовой
школе, сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами
индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых
капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей
день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к
рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. 75% учебных
предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические
предметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось
очень мало внимания.
Традиционная система остается единообразной, невариативной,
несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование
содержания обучения - централизовано. Базисные учебные планы основываются на
единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют
««коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку.
Обучение обладает подавляющим приоритетом перед
воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы
работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной
работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных
воздействий.
Особенности методики
Традиционная технология представляет собой прежде
всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо
связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и
потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей,
творческих проявлений личности.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
• регламентации деятельности,
принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);
• централизации контроля;
• ориентации на среднего ученика («школа
убивает таланты»).
Позиция ученика: ученик -
подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик - еще не
полноценная личность, бездуховный «винтик».
Позиция учителя: учитель
- командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший
(родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».
Методы усвоения знаний основываются на:
• сообщении готовых знаний;
• обучении по образцу;
• индуктивной логике от частного к общему;
• механической памяти;
• вербальном изложении;
• репродуктивном воспроизведении.
Процесс обучения как деятельность в ТО
характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией
учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка:
• самостоятельное целеполагание отсутствует,
цели обучения ставит учитель;
• планирование деятельности ведется извне,
навязывается ученику вопреки его желанию;
• итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка
производятся не им, а учителем, другим взрослым.
В этих условиях этап реализации учебных целей
превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями
(отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма - «школа
уродует личность»).
Оценивание деятельности учащихся. Традиционной
педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки
знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам, требования к
оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность
контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований,
объективность, мотивированность, гласность.
Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные
стороны традиционной системы оценок.
Количественная оценка - отметка - часто становится средством
принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и
социального давления на ученика.
Отметка как результат познавательной деятельности
часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на
«хороших» и «плохих».
Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство
ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе.
Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает
заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей
личности (Я-концепция).
Особо существует проблема двойки. Она
является непереводной оценкой, основанием второгодничества и отсева, т.е.
решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную
проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический
конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.
Традиционная форма обучения - классно-урочная.
Ее отличают:
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Систематический характер обучения Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Организационная четкость Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении |
Шаблонное построение, однообразие Нерациональное распределение времени урока На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Пассивность или видимость активности учащихся Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день) Слабая обратная связь. Усредненный подход Отсутствие индивидуального обучения |
К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную
систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу
лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на
семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения
проверяются в форме зачетов.
Немає коментарів:
Дописати коментар