Школа
адаптивної педагогіки Ямбурга і Бройде.
Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А.
Бройде)
Ямбург Евгений Александрович -
заслуженный учитель РФ, директор многопрофильного комплекса № 109 г . Москвы.
Бройде Борис Александрович - заслуженный
учитель РФ, директор учебно-воспитательного комплекса вариативного образования
на базе с.ш. № 26 г .
Ярославля.
Адаптивная школа (школа адаптирующей педагогики) -
это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его
индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.
Прообразом такой школы служит Маннгеймская система,
получившая свое название от имени города Маннгейм, где она впервые была
применена. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы
организации обучения учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня
интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на
слабых, средних и сильных.
Классификационная характеристика
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: разноориентированная,
в соответствии с дифференциацией.
По характеру содержания: обучающая +
воспитательная, светская, общеобразовательная, политехнология.
По типу управления: современное
традиционное + дифференцированное.
По организационным формам: классно-урочная,
академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированное
обучение.
По подходу к ребенку: личностно
ориентированная.
По преобладающему методу:
объяснительно-иллюстративная.
По направлению модернизации: целостная
технология авторской школы.
По категории обучающихся: все категории.
Акценты целей
-Формирование положительной Я-концепции учащихся.
-Создание системы адаптирующей педагогики.
-Создание системы разноуровневого
дифференцированного обучения.
-Дифференцированные цели:
- траектория продвинутого (гимназически-лицейского)
образования высокого образовательно-воспитательного фона гимназических и
лицейных классов; выявление наиболее способных и одаренных детей и создание
условий для их развития; качественная подготовка выпускников к обучению в вузах
самообразованию и творческому труду;
- траектория базового стандарта: определение и
оптимизация содержания базового, регионального и школьного компонентов
образования на траектории - траектория компенсирующего обучения: организация
различных видов компенсирующего обучения; осуществление личностно
ориентированного подхода индивидуализация обучения, переход от
дифференцированного к индивидуализированному обучению; психолого-педагогическая
помощь детям, подверженным психогенной школьной дезадаптации; удержание каждого
трудного ребенка в сфере воспитательного влияния школы.
Концептуальная основа
Основная гипотеза. Массовая
микрорайонная школа должна иметь технологию, способную приспосабливаться,
адаптироваться к каждому ребенку. С помощью такой технологии все дети будут
усваивать учебный материал (стандарт).
Организационные позиции
Интеграция педагогики,
психологии, дефектологии, медицины.
Использовать возможности внутриклассной
дифференциации по предмету -значит включить огромные резервы улучшения
учебно-воспитательного процесса.
Принцип разделения учащихся на
гомогенные классы с различным уровнем программ - тракинг позволяет
удовлетворить интеллектуальные потребности способных детей и дать необходимую
помощь и поддержку слабым.
Помощь сильным и слабым
дифференцируется, не затрагивая достоинства и личностного статуса последних, не
меняя уровня демократичности отношений в группах и между группами, не внося
разделения в школьное сообщество.
Обеспечивается переход из одной категории в
другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, система компенсации
отставания и т.п.
В зависимости от глубины и качества диагностики
индивидуальных особенностей детей, наличия материальных и кадровых возможностей
к рассмотренным видам дифференциации добавляется организация групп детей
с соматическими отклонениями, с околопатологическими особенностями умственного
развития, ле-вополушарных и правополушарных детей, а также остро нуждающихся в
социальной помощи.
Методологические позиции
• Гуманистическая ориентация программы
развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования;
исключение социальной селекции детей.
• Адаптирующая педагогика, сочетание
адаптивной и адаптирующей деятельности.
• Педагогический плюрализм, многопарадигматическая
кооперация, ориентированные на потребности ученика и общества, гармонизация
различных под ходов.
• Принцип оптимизации обучения
Ю.К.Бабанского.
• Принцип дифференциации образования:
разделение на основную и дополни тельную: коррекционно-развивающую и
углубленную траектории.
• Учет психологических закономерностей
личностного развития, диагностическое обеспечение дифференциации.
• Разнообразие методических средств,
максимальная гибкость модели.
• Социальная направленность, педагогизация
окружающей среды.
Особенности содержания
Ориентировочной основой, на которой строятся
разнообразные программы преподавания, критериальной базой уровня требований к
ЗУН учащихся являются государственные образовательные стандарты.
Основную структуру комплекса определяет идея о
дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она
реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, построенных по вертикали от
первого класса начальной до последнего класса средней школы:
1) траектория базового
стандарта;
2) траектория
продвинутого (гимназическо-лицейского) образования;
3) траектория
компенсирующего обучения.
Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней
и вариантов.
В адаптивном комплексе Е.А.Ямбурга детский сад
существует в аффективно-эмоционально-волевой парадигме, что, разумеется,
предполагает и когнитивное развитие детей, но оно не является доминирующим,
самоценным. Учет личностных качеств ребенка ведется индивидуально.
Основной задачей обучения в классах базового
стандарта является усвоение знаний, умений и навыков в рамках базисного
учебного плана и образовательных стандартов по предметам.
Дополнительной задачей организации педагогического
процесса на траектории базового стандарта является вариация содержания и
методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей.
Главными целями траектории повышенного уровня
являются: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей
детей; возрождение русской духовной культуры; обучение самоопределению, поиск
области творческой самореализации учащихся.
Под компенсирующим обучением в широком смысле слова
подразумевается система диагностических, коррекционных, методических,
организационных мер, которые предпринимает школа для оказания
дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего
периода обучения с целью построить индивидуальную траекторию развития, учитывая
психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая
максимально возможную самореализацию личности.
Компенсирующее обучение - это создание вокруг
ребенка реабилитирующего пространства , в котором компенсируются недостатки
школьного образования , семейного воспитания , устраняются нарушения
работоспособности и произвольной регуляции деятельности , охраняется и
укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.
Особенности методики
Педагогика комплекса вариативного образования носит
адаптирующий характер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также
совместимость ребенка и школы.
Адаптация школы к ребенку, к его возрастным и
индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации
учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и
вариантов содержания и методов образования.
Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем,
что его признают субъектом обучения, опосредованно воздействуют на него через
родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и
педагогической поддержки.
Адаптация выпускника к жизни, к практике
рыночных отношений осуществляется через систему профессиональной и
социально-бытовой ориентации, социального закаливания.
Система дифференциации в учебно-воспитательном
процессе предполагает:
- добровольность и свободный
выбор ребенком варианта образования:
- помощь ребенку в
самоопределении и поиске своих задатков и способностей;
- возможность исправления ошибок
в выборе ребенка, миграции его с одного варианта (траектории) обучения на
другой.
Основной особенностью методик, применяемых
в траектории базового стандарта, является оптимальное соотношение традиционных
методов и всего лучшего, что есть в современных методиках обучения. Эффективны
традиционные объяснительно-иллюстративные методы и приемы, добротное репродуктивное
закрепление и повторение, принцип наглядности, практические работы,
дидактические игры.
При контроле знаний
дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет
достижений каждого учащегося). По принципам и содержанию внутрипредметная
уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому
материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех
уровнем образовательного стандарта.
К компенсирующим элементам (средствам)
реабилитационного пространства относятся в первую очередь: педагогическая
любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, человеческое тепло и ласка);
понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть,
со всеми его недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь, обучение
элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Не меньшее значение имеют различные виды педагогической
поддержки в усвоении знаний:
- обучение без принуждения (основанное на
интересе, на успехе, на доверии);
- урок как система реабилитации, в результате
которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным
действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
- адаптация содержания, очищение от сложности
подробностей и многообразия учебного материала;
- одновременное подключение слуха, зрения,
моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование опорных сигналов
(ориентировочной основы действий);
- формулирование определений по установленному
образцу, применение алгоритмов;
- взаимообучение, диалогические методики;
- комментированные упражнения (по Лысенковой);
- оптимальность темпа с позиции полного
усвоения.
Из методик внутрипредметной дифференциации здесь
находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной
помощи:
- опоры различного типа (от плаката-примера на
конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);
- алгоритмы решения задачи или выполнения
задания (от аналогичного при мера до логической схемы);
- указание типа задачи, закона, правила;
- подсказка (намек, ассоциация) идеи,
направления мысли;
- предупреждение о возможных ошибках;
- разделение сложного задания на составляющие.
Немає коментарів:
Дописати коментар