четвер, 2 квітня 2015 р.

Досвід роботи сучасних Вальдорфських шкіл

Досвід роботи сучасних Вальдорфських шкіл (Інтернет)
Суч. шк…
_______________________________________________________________________________________
Вальдорфская школа "Ступени" /1-11 классы и воспитанников и детский сад/
(опыт работы)
Воспитывать детей с любовью и уважением к их личности гармоничными, здоровыми, радостными, полными сил и интереса к жизни – правило нашей школы.
Особое построение учебно-воспитательного процесса помогает правильно развивать и формировать способности детей: умение мыслить, тонко чувствовать, владеть достаточно сильной волей, быть творцами своей жизни.
Обучение ведется на русском языке. Изучение английского и немецкого языков с 1-го класса дополняется в старших классах «обменом» учениками со школами других стран. Большое значение придается работе с глиной, шерстью, деревом, металлом, занятиям живописью и музыкой.
Все педагогические усилия направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, чтобы помочь им стать социально-зрелыми и свободными людьми.
Сейчас в школе учатся около 200 ребят с первого по одиннадцатый классы, есть два лечебно-педагогических класса. С ними работают педагоги с государственным педагогическим образованием, прошедшие обучение на семинарах по вальдорфской педагогике.
Школа обеспечивает:
- питание 3 раза в день,
- продленка для младшей школы,
- наблюдение школьного врача.
О вальдорфской педагогике кратко
Вальдорфская система образования и вальдорфские школы, которых насчитывается уже больше 1000, существуют во всем мире.
Они базируются на антропософии, которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером (1861-1925). В 20 книгах и 6000 лекциях им были затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Антропософия как новый синтез науки и религии эклектически объединяла традиционные учения оккультизма и религий древности и средневековья с элементами естествознания и идеалистической философии нового времени.
Мы не будем подробно останавливаться на учении и взглядах Штайнера, желающие могут ознакомиться с его произведениями или их критикой самостоятельно. Наша цель - рассказать кратко и понятно, что такое вальдорфская педагогика в целом и чем отличаются вальдорфский детский сад и вальдорфская школа от обычных.
Фундаментом вальдорфского образования считается другой взгляд на человеческую жизнь и ее стадии.
Согласно ему, вся жизнь человека делится на три фазы: от рождения до 21 года, от 21 до 42 и от 42 лет до смерти.
От рождения до 21 года происходит развитие человеческого существа, воплощение, вхождение в земную судьбу, в мир.
В 7 лет человек идет в школу, в 14 лет начинается период полового созревания - эти точки являются ключевыми в этой фазе.
К 21 году человек начинает приобретать реальный жизненный опыт. И если в первой фазе в основном развивается физическое тело, то во второй уже раскрываются душевные возможности.
Третья фаза называется в вальдорфской педагогике периодом "свободного действования". Именно в это время происходит реальное движение вперед - человек начинает отдавать свои знания и опыт другим.
Но мы рассмотрим здесь только первую, детскую фазу развития человека, которая, в свою очередь, тоже делится на три периода.
Три периода развития ребёнка.
Если мы рассмотрим развития ребёнка от грудного возраста до достижения взрослости в 21 год, то можно различить три больших периода.
• Первый период (от 0 до 7) - грудной и маленький ребёнок, ещё полностью погружённый в атмосферу родительского дома и окружённый материнской заботой.
• Второй период (от 7 до 14) - ребёнок делает шаг в мир. Наряду с домом, важную роль играет школа.
• Третий период (от 14 до 21) - время завершения общего образования и подготовки к будущей профессии.
С биологической точки зрения можно определить те же периоды следующим образом:
1. период от рождения до смены зубов;
2. период от смены зубов до наступления половой зрелости;
3. период от наступления половой зрелости до совершеннолетия.
Маленький ребёнок характеризуется большой открытостью к миру. Без душевного сопротивления он вбирает в себя всё из окружающего мира и встречает его с безграничным доверием. Он живёт в мире, где неразличимо смешаны добро и зло.
Все органы чувств открыты. Из внутренней активности он отвечает подражанием, имитацией. Через подражание он учится говорить, при этом для ребёнка открываются врата в человеческую духовную жизнь. Ребёнок подражает не только видимым фактам, но и образу мыслей человека, который долго находится с ним. Это становиться составной частью его жизни. Тот, кто в раннем детском возрасте не смог удовлетворить, реализовать эту потребность прежде всего из-за недостаточного душевного контакта с родителями, остаётся подражателем навсегда, неуверенны, неудовлетворённым собой человеком.
Этому не противоречит тот факт, что ребёнок, с другой стороны, рано становится самостоятельно-творящим существом. Но его отношение к окружению отмечено доверием и открытостью, невозможными ни в какой другой фазе человеческой жизни.
Ребёнок второго семилетия имеет уже свой собственный мир, в котором он живёт.
Этот мир, словно сказочный сад, обнесён высокой стеной, отгораживающей его от действительности. Ребёнок царствует в этом мире. Здесь возможно всё, о чём мечтается.
Внешний мир проникает туда только отдельными кусками, элементы внешнего мира принимаются в собственный мир и преобразуются в нём, пока не станут своими. В этот период у ребёнка много друзей. Он настроен на общение. Но дружеские связи ещё довольно внешние и, в сущности, не настроены на другого. Они, скорее, определяются желанием жить и играть с другим в своём собственном мире.
В возрасте примерно семи лет у ребёнка появляются новые устремления. Он хочет идти в школу, хочет учиться, и вполне определённым образом: он хочет обрести внутреннюю опору, он хочет испытывать полное доверие к учителю, всему, что тот говорит и делает.
У детей, которые в первые годы жизни получали достаточную пищу для удовлетворения своей потребности к подражанию, это стремление к авторитету разумеется само собой.
Дети, которым слишком рано пришлось принимать самостоятельные решения и выдавать самостоятельные суждения, нередко чувствуют определённую неуверенность. Их недоверчивость, их стремление к противоречию, свидетельствуют не о силе духа, а о внутренней слабости. Поскольку потребности в подражании в раннем детстве не были удовлетворены, они ищут для себя, особенно в подростковом возрасте, так называемые «особенные авторитеты».
В период полового созревания (пубертатный период) пробуждаются совсем другие потребности: стремление проверить внешнюю сторону бытия и научиться понимать жизнь человека во всех её «углах и извивах», то есть, другими словами, ребёнок достигает такого возраста, когда у него формируются действительно глубокие интересы.
Для того, чтобы это состоялось, он нуждается в людях, умеющих ненавязчиво наладить с ним душевный контакт, подсказать ему истинный путь к знаниям и деятельности, помочь найти смысл жизни, предостеречь от безличной пустоты.
Только в третий период, с началом полового созревания, стена между внутренним миром ребёнка и действительностью медленно рушиться. Он хочет изнутри завоевать эту действительность и может это сделать, потому что за прошедший период он приобрёл душевное единство. В своём собственном мире он познал центр, с которым всё соотносится и всё исходит: собственное «Я» - свою индивидуальность. Теперь, исходя из этого, он проникает во внешний мир и хочет его преобразовать согласно своим собственным нормам. Он стал теперь социально активен. Дружеские связи, которые теперь образуются, являются настоящими дружескими связями. Это поиск другого человека как индивидуальности.
У подростков, если они, благодаря полученному к этому возрасту соответствующему воспитанию, жизнелюбивы и уверены в себе, потребность в углублённом познании мира и человека возникает как бы сама собой.
Итак, социальные способности, которые можно воспитать на описанном здесь пути, таковы:
• через подражание в дошкольном возрасте – к осознанию свободы и неприкосновенности других людей;
• через авторитет в школьные годы – к чувству уверенности в жизни, а благодаря этому к способности демократической совместной работы;
• через обучение, осуществляемое в подростковом возрасте в близком человеческом контакте с учителями – к углублённому интересу к миру, к людям, к жизни.
(Из работ Ф.Карлгрена и Б.Ливехуда)
Особенности преподавания в вальдорфской школе
Когда моему сыну исполнилось шесть лет, возникли тревоги , связанные с его будущим обучением в школе. Найдёт ли он взаимопонимание с учителем? Какую социальную роль изберёт в детском коллективе? Не пропадёт ли его горячее желание учиться?
Подобные волнения посещают всех родителей будущих школьников. Поэтому многие уже заранее начинают искать школу, направление которой созвучно их взглядам на обучение и воспитание. Благо, сегодня есть из чего выбирать. В нашем городе множество государственных и частных школ, гимназий, лицеев…
Но даже в таком многообразии бывает трудно определиться с выбором.
"Чем же ваша школа отличается от других?"− спрашивают озадаченные мамы, папы, бабушки.
Действительно, представители различных педагогических течений и направлений заявляют, что главная цель процесса обучения – ВСЕСТОРОННЕЕ, ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, овладение ребёнком прочными знаниями и раскрытие его индивидуальных особенностей. Но на поверку оказывается, что не только пути к этой цели разные, но и самоё понятие ВСЕСТОРОННЕЕ, ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ понимается каждым по-своему.
А что же вносят в это понятие учителя вальдорфской школы?
На наш взгляд…
А впрочем, Уважаемый Читатель, почему бы вам самому не найти ответ на этот вопрос?
Один мудрый человек сказал:"Наши убеждения справедливы лишь для нас самих". Мы побуждаем наших учеников самостоятельно исследовать явления, находить взаимосвязи между ними и делать свои выводы.
Я расскажу о некоторых особенностях преподавания в младших классах.
А выводы предоставлю делать Вам…
Как же проходит сам процесс получения знаний в нашей школе? И какие знания и умения приобретают ученики? Неплохо было бы сначала разобраться, что такое «знания»?
Количество усвоенной информации? Чем больше информации, тем больше знаний? Следовательно, тем умнее человек?
Мы живём сегодня в мире, который просто топит нас в информации. Она проникает в нас с мониторов компьютеров, экранов телевизоров, рекламных щитов… В наше время,рациональное и нормированное, трудно быть креативным, сохранить развитую фантазию и живое мышление, когда вокруг идет подгонка под стандарты и форматы.
Каким же должен быть процесс получения знаний, как добиться, чтобы знания были не только приобретением памяти, а способствовали развитию мышления? Не программировали голову, а побуждали к творчеству?
Это одна из главных проблем, которую пытаются решить учителя школы.
Особенностью преподавания в младшей школе является то, что мы не просто передаём информацию ученикам, а проживаем каждую тему, пропуская её через чувства ребёнка.
Например, изучая цифры в первом классе, дети не только запоминают значки, их названия, вместе с учителем они определяют, где в окружающем мире можно найти это число.
Вот цифра 1. Она обозначает не только единичный предмет. Один – это нечто единственное, единое, неделимое.
«Вот лист бумаги. Я могу разорвать его на две, три, много частей. Но я не могу поступить так с тобой,- говорю я ученику.- Ты единое целое. Посмотри, в небе только одно солнце, одна луна. У каждого ребёнка одна мама».
Знакомясь со следующими цифрами, мы находим их отражение в окружающей жизни:
5 - пять лепестков у яблони, вишни, шиповника.
6 - шесть лапок у насекомых.
7 - семь цветов радуги, семь дней в неделе.
Таким образом, цифры перестают быть только принадлежностью математики.
На азбуковедении, изучая буквы, дети переживают качество каждого звука через сказку, рассказанную учителем. Значки букв оживают.
В – это ветер, развевающий парус, раскачивающий ветки деревьев.
Р – проклюнувшийся росток.
Ж - жужжащий жук.
Если дети забывают какую-то букву, они вспоминают её образ. Поэтому в классе долго висят рисунки к сказкам о буквах.
Таким образом, ребёнок не только получает информацию, но и обогащает свою душевную жизнь.
Рождается уважение к цифре, букве, слову.
Дети на уроках не просто выучивают правила грамматики и запоминают алгоритмы выполнения арифметических действий, а, ведомые учителем, сами открывают законы и создают правила. Работа в классе носит не репродуктивный( отражательный) характер, а исследовательский. Каждый ученик является первооткрывателем законов. Пусть только для самого себя.
Не стандарты и шаблоны, а живая творческая мысль царит на уроке.
У нас в школе есть то, что называется «эпохами».
Первый (мы называем его основным) урок организован так, что каждый день с 9.00.- до 10.30.ученик изучает какой-то один предмет, будь то математика или русский язык. Эпоха длиться 3-5 недель. Ребёнок полностью погружается в изучаемый материал. Легко на нём концентрируется. Каждый следующий день дополняет предыдущий. В течение 4-х недель ученик усваивает раздел математики.
А потом начинается новая эпоха. Знания, полученные на прошлой, не забываются. Но проходя через чувства ребенка, живут в нём. А не наслаиваются при постоянной смене предмета, когда, не успев прочувствовать одно, нужно переключаться на другое.
У основного урока своя структура.
В первой части дети выполняют упражнения для формирования осанки, для развития чувства равновесия, на ориентацию в пространстве,
для гармонизации темпераментов и т. д. Дети читают стихи, сопровождая их определёнными движениями, считают.
Например, на уроке математики в 1 классе ученики считают двойками, тройками, пятёрками, десятками. Это подготавливает их постепенно к изучению таблицы умножения.
На уроках языка используются упражнения для развития фонематического слуха. Проговаривая чётко скороговорку, они не только голосом выделяют определённые звуки, но и жестами, хлопками и т.д.
В 4-м классе они уже учатся владеть своим голосом, придавая ему всевозможные оттенки: силу, нежность, тревогу…
Во второй части основного урока происходит собственно изучение учебного материала.
В конце урока учитель рассказывает классу историю. Содержание и форма которой подбирается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями классов.
В 1-м кл. - сказки.
Во 2-м – басни и легенды.
В 3-м – истории из Ветхого Завета.
В 4-м – народный эпос разных народов, сказания, былины, думы.
Но вернёмся к вопросу, что есть знания?
Для нас знания – это средства:
• душевного и духовного обогащения ребёнка;
• укрепления его волевой сферы: учебный материал связывается с жизнью ребёнка, используется в его практической деятельности;
• познания окружающего мира во всех его взаимосвязях.
Чем больше удаётся показать определённое явление как часть чего-то большого целого или же включённость во взаимодействии с другими явлениями, тем больше ученик переживает чувство осмысленности. И, напротив, изолированное знание быстро начинает казаться бессодержательным, пустым и бессмысленным.
Поиск взаимосвязей побуждает учеников самостоятельно исследовать самые различные направления, задавать вопросы и пытаться найти ответ на них.
Тем самым побуждается воля к мышлению, рождаются новые теории и идеи.
Но, как известно, процесс мышления непрерывно связан с языком и речью. Однако с большим сожалением нужно заметить, что современная цивилизация страдает бедностью речи и речевыми нарушениями. Язык стал просто механическо-электронным средством коммуникации, перестав быть посредником между душами людей. Поэтому особое внимание на уроках русского и украинского языков мы уделяем не только умениям правильно писать и говорить, но и чувствовать то , что заложено в каждом слове - связь лексического значения, грамматической формы и фонетической окраски.
Тогда в слове поВСЕдневность можно пережить ВСЕобъемлюющую полноту, которую можно увеличить до ВСЕленной.
А в маленьких частичках слова В-, ВОЗ-, РАС-, ЗА- возможно рассмотреть нечто сущностное. Внимание и вдохновение, возвышенность и возникновение, раскрепощение и рассудок проявляются в этих на первый взгляд незначительных приставках.
В этом году мы провели эксперимент в первом классе. На одном уроке звучала и русская и украинская речь. Изучая буквы, мы с детьми наблюдали, как звучат и пишутся слова с этими буквами в обоих языках. Анализировали взаимосвязь значения и звучания слова.
Так в словах «течёт» и «тече» можно услышать, как бежит вода по камешкам. В русском слове чувствуется быстрое движение реки, в украинском – более плавное. Мы читали одни и те же художественные произведения в русском и украинском варианте, сравнивая их.
У каждого ребёнка появились свои любимые слова, которые приятно произносить, «смаковать» : «сонячне промiння», «галявина», «мереживо».
За многими словами, которыми мы пользуемся по привычке, стоит СЛОВО, способное раскрыть свои целительные, творческие и духовные силы. Если человек готов правильным образом готов воспринять это СЛОВО.
В конце учебного года каждый классный руководитель пишет своим ученикам историю, сказку, стихотворение, притчу, в которой раскрывается образ ребёнка, описываются его индивидуальные особенности, проблемы и возможные способы их решения.
Каждому ребёнку – своя история, только для него подобранные слова. Ведь у каждого из них свой путь, свои жизненные задачи. Воспитывая и обучая детей, мы делимся с ними знаниями, опытом, показываем, как МЫ видим мир.
Но всё делаем для того, чтобы они увидели его СВОИМИ глазами.
Л.Я. Мезинова - учитель и мама двух учеников школы "Ступени"
Лечебная педагогика
Предложенное, в начале 20 века, выдающимся австрийским мыслителем, педагогом, ученым Рудольфом Штайнером рассмотрение мира и понимание человеческого развития – известное как Антропософия – открыло новые возможности в работе с детьми, в том числе и так называемыми особенными.
Из атмосферы человеческого участия, заботливого внимания к ребенку, где он рассматривается как человеческое существо со своей индивидуальной задачей и судьбой в этом мире, желание быть рядом с тем, кто нуждается в нашем сопровождении и любви, привело к появлению целого направления работы с детьми, имеющими нарушения – антропософской лечебной педагогики.
Лечебно-педагогическое подразделение УВК «Ступени» работает уже более 12 лет. на данный момент существуют 3, 6 и 9 классы, в которых обучаются 18 детей с разным уровнем развития и разными проблемами: интеллектуальными, физическими, душевными и социальными. Импульсом для организации классов стали просьбы и обращения родителей, которые имеют детей с особыми потребностями, детей нуждающихся в особом душевном уходе, обусловленном нарушениями в развитии.
Уже также есть и первые наши выпускники. Двое из них продолжили свое образование в средних специальных учебных учреждениях: один (после окончания 9 класса) получил специальность автослесаря, другой (после 11 класса) – продолжает учебу в медучилище, осваивая специальность фельдшера.
Все учителя нашего педагогического коллектива закончили украинско-швейцарский лечебно-педагогический семинар и прошли соответствующую практику в специальных учреждениях Швейцарии. Учебный материал, методика проведения занятий, ритм уроков и постановка задач носят коррекционный и терапевтический характер, исходят из способностей и возможностей ребенка. Широко применяется терапевтическое воздействие искусств и труда. Дети много занимаются музыкой, живописью, лепкой, эвритмией, ставят спектакли, пекут, вяжут, шьют, делают изделия из дерева, металла и камня.
По необходимости проводятся индивидуальные занятия лечебной эвритмией, музыкальной терапией, ипотерапией, назначается ритмический массаж. Детей курирует антропософский врач-педиатр.
Большое внимание мы уделяем сотрудничеству с родителями, исходя из понимания, что только совместная организация помощи ребенку (школа - семья) полноценно и здоровым образом влияет на его дальнейшее развитие.
Проводимые мероприятия и занятия направлены на решение индивидуальных проблем детей, их реабилитацию, обучение и социальную адаптацию.
Вальдорфский детский сад
Основные особенности вальдорфской педагогики для дошкольного возраста
• До 3–4 лет ребенок воспитывается на дому, ибо главнейшей потребностью этого возраста является потребность ребенка в семейной атмосфере уюта и опеки родителей.
• В вальдорфский детский сад принимаются дети в возрасте от 3,5–4 лет, ведь начиная именно с этого возраста формирование личности ребенка требует социальной среды.
• Группы детского сада являются разновозрастными, что содействует развитию умений формировать межличностный взаимоотношения, а именно:
в старших – чуткости и душевного тепла к младших;
в младших - уважения старших, их умений и способностей.
• Главной целью воспитательного и учебного процессов в детском саду есть благоприятствование развитию природных способностей ребенка, предоставление возможностей для их естественного раскрытия и укрепления, расширение границ одаренности ребенка.
• Занятия искусствами в детском саду включают в себя: живопись красками; рисование восковыми мелками; лепку из воска; музыку и пение; эвритмию (умение гармонично двигаться); драматическое искусство; искусство композиции; рассказывание воспитателем сказок, стихов и историй, которые сопровождаются кукольными представлениями, и тому подобное.
• В дошкольном воспитании большое значение для формирования будущего положительного отношения к миру имеет душевный комфорт ребенка, который достигается благодаря качествам воспитателя и поддерживается с помощью определенных внешних факторов, например, цветной гаммы помещения группы, или того, что игрушки и мебель изготовлены из природных материалов.
• Особое место в формировании способности к независимому творчеству в детском саду имеют такие виды деятельности, как «свободная игра» и «построение сказки». Большое значение в этом возрасте имеют подвижные виды деятельности, которые оказывают содействие укреплению свободы.
• Кроме того, много внимания уделяется развитию мелкой моторики рук, то есть занятиям разнообразными видами рукоделия, пальчиковым играм, лепке из воска, работе с тестом и тому подобное. Это оказывает содействие общему развитию ребенка, в частности опосредованно влияет и на развитие его мышления.
• Методика проведения занятий в детском саду должна отвечать возрастным особенностям ребенка. (Критерием того, что методика и дидактические материалы отвечают возрастным потребностям воспитанников, является их эмоциональный подъем во время этих занятий.)
• Ритмичность построения воспитательного процесса в детском саду, кроме суточных ритмов, проявляется в чередовании динамической нагрузки и покоя, концентрации внимания детей в деятельности, которая организована воспитателем, и свободного творчества.
Астрономические ритмы дня, недели, года переживаются в детском саду благодаря чередованию определенных видов искусства и рукоделия, изменению цветов и композиции интерьера, видов игры, наполнению музыкальных занятий и тому подобное.
• С целью реализации индивидуального подхода к развитию ребенка наполнение групп детского сада не должно превышать 15–20 детей.
Вальдорфский детский сад УВК «Ступени»
состоит из трех групп:
- одной ясельной для детей 2 – 3,5 лет
- двух разновозрастных для детей 3 – 7 лет.
Жизнь группы детского сада
основана на семейном принципе:
• домашняя атмосфера.
• дети разного возраста, как в большой семье,
• празднование дней рождений,
• встреча праздников вместе с родителями.
• игрушки из натуральных материалов,
• специально созданный интерьер помещений позволяет детям свободно и радостно играть.
Режим работы детского сада:
• Пятидневка. С 8.00 до 17.00 работает ясельная группа. С 8.00 до 18.00 работают разновозрастные группы. В работе детского сада предусмотрены двухнедельные зимние каникулы, совпадающие со школьными.
• Учебная программа выполняется с сентября по июнь. Июль, август – оздоровительный период и дети детский сад не посещают.
• В ясельной группе работают 4 педагога (3 воспитателя и 1 помощник воспитателя): двое на первой смене, двое – на второй смене. Наполняемость группы – 12 детей на целый день и 2-3 ребенка на первую половину дня (до дневного сна).
• В разновозрастной группе работают 3 педагога (2 воспитателя и 1 помощник воспитателя). Наполняемость группы – 20 детей на целый день и 2-3 детей на первую половину дня (до дневного сна).
Ритм жизни в детском саду:
День начинается со свободной игры, в которой дети используют свой жизненный опыт приобретенный из окружающего мира, развивают свою фантазию, проявляют творчество, учатся быть социальными.
У детей всегда есть возможность, помогая воспитателям в повседневных делах, связанных с жизнью в большой семье, быть активными и развивать свои навыки.
Во время свободной игры, дети через воспитателя могут знакомиться с ремеслами (ткачеством, столярным делом, работой с шерстью), рукодельничать (шить, вышивать, изготавливать подарки к праздникам), заниматься выпечкой, приготовлением бутербродов и салатов. Конечно, развивая ту или иную деятельность, воспитатель учитывает возраст ребенка и его возможности.
Затем наступает время ритмической игры вместе с педагогами, которая связана с временем года и включает себя стихи, песни, искусство движения, игры.
После ритмической игры завтрак и прогулка.
Ежедневно после прогулки у детей сказка или кукольный спектакль.
В ритме дня детей сопровождают песни и музыка простых инструментов (флейта, металлофон, детская арфа).
Из занятий в ритме недели предусмотрены живопись акварелью в технике «мокрым по мокрому», лепка из воска, эвритмия (в разновозрастных группах), выпечка, приготовление завтраков.
В ритме года дети готовятся и проводят праздники по временам года: праздник Св. Михаила (праздник Мужества), праздник Урожая, праздник Фонариков (праздник «Поздняя осень»), праздник Св. Николая, Рождество, Колядки, Масленица, Мамин день, Закличка птиц, Пасха, Солнечный май, Троица, Выпуск в школу, Иоановы дни («Здравствуй лето!»).
Учитывая возрастные особенности, на основе личного примера и стимулируя подражание, у детей формируется хорошие привычки, закладывается основа социального и морального поведения в будущем.
Порядок приема детей в наш детский сад:
1. Предварительная беседа родителей с воспитателем.
2. Совместная беседа родителей с медиками УВК и воспитателем.
3. Медкомиссия по месту жительства ребенка (подготовка карточки в детсад, сдача анализов на я/г).
4. Заявление на пробный период (2 – 3 недели).
5. Если сторонам всё подходит, то заключается договор через председателя педагогической коллегии детского сада.
6. Родителями производится предоплата по квитанции.
Примечание: Ребенка принимают в детсад при наличии карточки, справки, квитанции об оплате.
Основная вальдорфская школа
Дидактические, методические и организационно-педагогические особенности основной вальдорфской школы
• Воспитатель или учитель лично несут ответственность за судьбу каждого ребенка.
• Большое значение имеют личностные качества учителя или воспитателя. Поэтому программы профессиональной подготовки педагогических кадров как для школы, так и для детского сада отличаются широтой содержания и нацелены не только на получение определенных знаний и профессиональных умений, но и на умение видеть ребенка в целостности ее психически-физического развития, а также на понимание педагогом необходимости постоянного самопознания и самоусовершенствования.
• В школу дети принимаются лишь при условии готовности их родителей активно сотрудничать с учителем в вопросах воспитания ребенка с тем, чтобы домашние условия воспитания не противоречили принципам школы.
• Учитывается сезонный, недельный и суточный ритмы. Методики работы, дневное и недельное расписание учитывают изменение времен года и подчиняются ритму, который связан с изменением сознания и внимания ребенка соответственно физическому и психическому ритму времени года и недели.
• Воспитание и обучение происходит без применения принуждения.
• В первый класс вальдорфской школы принимаются дети в возрасте 6,5–7,5 лет после собеседования, которое выявляет готовность к школе, и после общения с родителями относительно их готовности поддерживать работу учителя с учениками на дому и сотрудничать с школой.
Как говорит Жан Пиаже, «возраст семи лет отмечается коренными изменениями в психическом развитии. Какой бы аспект психической жизни мы не взяли, можно наблюдать, как на смену старым формам организации приходят новые... Это касается и интеллекта, чувств, а также социальных отношений или чисто индивидуальных действий» («Шесть психологических этюдов»).
Наблюдения Пиаже полностью совпадают с наблюдениями Рудольфа Штайнера. Он также подчеркивает, что в возрасте около семи лет у ребенка происходит прилив новых сил, которые предопределяют его готовность к школе. Проявления этого можно обнаружить в умении концентрировать внимание на определенной работе и настойчиво ее выполнять, способности к наглядному представлению, живой творческой фантазии, ритмическому повторению задач (выполнение их в определенном порядке). Дети совсем иначе, чем ранее, учатся контактировать с другими детьми: в игре могут придерживаться общих правил, появляется умение понимать, что говорит другой и после обрабатывать это в сознании. Дети становятся более независимыми от родителей, появляется потребность в учебной деятельности. По Штайнеру, если ребенок начинает обучения в школе ранее, чем состоятся упомянутые изменения, то это может привести к отрицательным последствиям не только в психическом, но и в физическом развитии ребенка.
• Воспитание и обучение в младшей школе и школе второй ступени происходит без балльных оценок. В конце учебного года ученик получает табель, своеобразность которого проявляется в том, что в нем может и не быть цифр, а лишь развернутая характеристика ученика: достигнутые им успехи, прогресс в развитии, слабые стороны и прогноз дальнейшего развития.
• С помощью специальных методик организовывается работа детей с учебными тетрадями, которые одновременно играют роль учебников, пособий. Традиционные учебники становятся дидактическим материалом наряду с другими пособиями, энциклопедиями, художественными произведениями и другой литературой.
• Учебные планы и программы отдельных школ являются вариативными, базируются на учебных планах известных вальдорфских школ и адаптируются к содержанию и нормам государственной школы в 4, 9 и 12 классах (с учетом национальных, региональных культурных особенностей). По истечении 9 и 12 классов ученики проходят государственную аттестацию и получают соответствующие документы (свидетельство об окончании основной школы или аттестат о среднем образовании).
• Язык обучения отвечает Закону о языках в Украине.
В каждом конкретном классе язык преподавания выбирается родителями учеников этого класса вместе с учителем. При условии, если выбран язык национального меньшинства, уровень владения учениками государственным языком должен отвечать требованиям программ школ национальных меньшинств.
Возможен также вариант постепенного перехода от преподавания на языке национального меньшинства к преподаванию на государственном языке, с тем чтобы ученики выпускных классов владели государственным языком на уровне школ с украинским языком обучения.
• Построение учебных программ базируется на феноменологическом подходе к выбору материала.
• Обучение в школе предусматривает большое количество занятий эстетичного и практически-прикладного направления.
• Преподавание ведется “эпохами”. Каждый из основных учебных предметов изучается на первом уроке (который длится два часа) на протяжении 3–4-х недель с целью глубокого погружения в предмет.
• Существуют предметы (иностранные языки, живопись, игра на определенных музыкальных инструментах, плетение, гончарное ремесло, строительство и тому подобное), которые требуют ритмического повторения и которые целесообразно предлагать детям лишь в определенном возрасте. Они преподаются после главного урока.
• Процесс обучения строится соответственно возрастным особенностям ребенка и существенным образом изменяется при переходе ребенка от его первого семилетия ко второму и от второго – к третьему. Таким образом, выделяются три фазы развития учеников с собственными специфическими задачами, содержанием и методами воспитания.
• Учебный план учитывает особенности, связанные с возрастом ребенка. Поэтому учеников не оставляют на второй год. Учебный план вальдорфской школы включает в себя 12 лет обучения.
• С 1-го по 8-й класс (к возрасту полового созревания) самым важным является целостное наблюдение за развитием ребенка и воспитания благодаря примеру одного авторитетного для учеников взрослого. Поэтому первые 7–8 лет обучения класс сопровождает один учитель, который преподает как можно больше учебных предметов.
• С целью реализации индивидуального подхода к каждому ученику, личностных путей в развитии его способностей, наполнение классов не должно превышать 15–20 учеников, как в начальной, так и в школе второй степени и старший школе.
• Если учебная программа по определенным предметам в конкретном классе не совпадает с программой государственной школы, а ученик хочет перейти для дальнейшего обучения в невальдорфскую школу, коллегия организовывает дополнительную работу с учеником по усвоению им соответствующего уровня знаний.
• С целью предоставления учебно-воспитательным учреждениям возможности работать по соответствующим программам и проводить научно-методическую поисковую работу, штатное расписание предусматривает должности психологов, заместителей директора (заведующего) по научной и методической работе, дополнительные ставки медицинских работников и учителей по соответствующим предметам (музыка, эвритмия, живопись, ремесло и т.п.).
По матеріалам: osvita.ua. Дата публікації: 08.04.2009
Старшая школа
Основные особенности вальдорфской педагогики для старшей школы
• В школу дети принимаются лишь при условии готовности их родителей активно сотрудничать с учителем в вопросах воспитания ребенка с тем, чтобы домашние условия воспитания не противоречили принципам школы.
• В старшей школе решением коллегии школы может быть внедрена балльная оценка работы учеников (не обязательно двенадцатибалльная). К тому же в баллах оценивается конкретная работа ученика и никогда – сам ученик.
• По истечении 9 и 12 классов ученики проходят государственную аттестацию и получают соответствующие документы (свидетельство об окончании основной школы или аттестат о среднем образовании).
• Язык обучения отвечает Закону о языках в Украине.
В каждом конкретном классе язык преподавания выбирается родителями учеников этого класса вместе с учителем. При условии, если выбран язык национального меньшинства, уровень владения учениками государственным языком отвечает требованиям программ школ национальных меньшинств.
Возможен также вариант постепенного перехода от преподавания на языке национального меньшинства к преподаванию на государственном языке, с тем чтобы ученики выпускных классов владели государственным языком на уровне школ с украинским языком обучения.
• Построение учебных программ базируется на феноменологическом подходе к выбору материала.
• Обучение в школе предусматривает большое количество занятий эстетичного и практически-прикладного направления.
• Преподавание ведется “эпохами”. Каждый из основных учебных предметов изучается на первом уроке (который длится два часа) на протяжении 3–4-х недель с целью глубокого погружения в предмет.
• Существуют предметы (иностранные языки, живопись, игра на определенных музыкальных инструментах, плетение, гончарное ремесло, строительство и тому подобное), которые требуют ритмического повторения и которые целесообразно предлагать детям лишь в определенном возрасте. Они преподаются после главного урока.
• У учеников старших классов (третье семилетие) вступает в силу формирование причинно-следственного мышления, а также собственного самовыражения. Поэтому старшеклассникам предоставляется возможность выбирать предметы для углубленного изучения и приоритетную для будущей профессии ориентацию. Ученики 10–11-х классов в конце года защищают курсовые роботы по выбранным специализациям, а выпускники школы – дипломную работу.
• Учебный план учитывает особенности, связанные с возрастом ребенка. Поэтому учеников не оставляют на второй год. Учебный план вальдорфской школы включает в себя 12 лет обучения.
• С целью реализации индивидуального подхода к каждому ученику, личностных путей в развитии его способностей, наполнение классов не должно превышать 15–20 учеников.
• Если учебная программа по определенным предметам в конкретном классе не совпадает с программой государственной школы, а ученик хочет перейти для дальнейшего обучения в невальдорфскую школу, коллегия организовывает дополнительную работу с учеником по усвоению им соответствующего уровня знаний.
Старшая школа УВК "Ступени"
Учащиеся 9-12 классов вальдорфской школы "Ступени" и преподаватели, работающие в этих классах, образуют старшую школу.
Что такое сейчас наша старшая школа?
Это школа, готовящая к взрослой жизни и воспитывающая свободных, самостоятельных людей, каждый из которых - личность.
Это школа, где каждый ищет себя в определенных областях науки и искусства и может проявиться как в интеллектуальной деятельности, так и раскрыть свой творческий потенциал - в живописи, музыке, драматургии.
Это школа, где ребята учатся задавать вопросы и находить на них ответы, а преподаватели помогают им в этом.
Это школа, где стремятся к творчеству на каждом уроке, где учатся высказывать свое личное мнение и не боятся делать это.
Это школа, в которой в первую очередь обращается внимание на моральность того, что происходит в школе, вплоть до мелочей.
Что конкретно делают в нашей школе?
Изучают такие науки, как математику (алгебру и геометрию), физику, химию, биологию, географию, историю (всемирную и историю Украины), литературу (украинскую и зарубежную), информатику, некоторые предметы более углубленно, чем в общеобразовательной школе.
Изучают украинский, русский, английский и немецкий языки. По английскому и немецкому языкам ученики пишут рефераты, которые защищают в присутствии комиссии, состоящей из учителей иностранных языков.
Занимаются психологией, музыкой, живописью, драматургией, а также прикладными искусствами - лепкой и деревообработкой. Изучают историю искусств и историю музыки.
В течение года старшеклассники пишут курсовую работу (в 12 классе - дипломную) по интересующему их предмету и в конце года защищают ее в присутствии комиссии. Чтобы помочь в написании дипломных и курсовых работ на должном уровне, школой подписан договор о сотрудничестве с Одесским Национальным университетом.
Углубленно изучают некоторые предметы и занимаются прикладными видами деятельности в рамках существующего в старшей школе деления на "практиков" и "теоретиков", т.е. на более склонных к работе руками ("практики") и более склонных к интеллектуальной деятельности ("теоретики"). "Теоретики", в свою очередь, делятся на "естественников", которые углубленно изучают естественные науки, и "гуманитариев", которые углубленно изучают языки, литературу, историю.
Занимаются постановками спектаклей, подготовкой школьных праздников.
Ездят в Германию для прохождения языковой практики в рамках обмена учащимися между вальдорфской школой "Ступени" (г. Одесса, Украина) и Свободной Вальдорфской школой Швебиш Халль (Германия).
Ходят вместе со своими учителями в походы (в Карпаты, Крым).
В конце 9-го и 12-го классов ученики проходят государственную итоговую аттестацию с получением документов установленного образца.
Как проходит учебный день в общеобразовательной вальдорфской школе "Ступени" в старших классах?
Старшеклассники находятся в школе с 8.00 до 16.30 (перерывами на завтрак и обед).
Первый урок (8.00 - 9.45) - эпохальный (один предмет изучается в течение 2 - 3 - 4х недель).
Далее с 10.00 - еженедельные уроки по расписанию.
После обеда (в 13.05) начинаются занятия музыкой, драмой и прикладными искусствами.
==========================================================================================ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА В УКРАИНЕ
Справка :Вальдорфская  педагогика начала свое движение в Украине с  лазурных бере-гов  Черного моря - Одессы.  Можно  долго  дискутировать о  том,  как  это  произошло,
но совершенно достоверно, что для этого были  подготовлены сердца и  умы жителей, а также и  атмосфера благословенного города. Одесское областное управление образования  и Одесский  институт  усовершенствования  учителей  восприняли  это  вновь рожденное “дитяте”  и  внимательно  наблюдают за  его  развитием.   Но  вскоре и  в  других  городах  Украины  начали зарождаться вальдорфские  инициативы и теперь мы имеем  достаточно много  “родственников”  по прямой  линии  ( вальдорфские  школы)   и  побочной линии  (лечебно- педагогические классы).   Для  подготовки  квалифицированных   педагогов вальдорфских  школ в  Украине,  Одесский  институт   усовершенствования    учителей  в 1995 г.  совместно  с  Штуттгартской  Высшей  свободной  школой  организовали  трехгодичный периодический (семестровый)  семинар  вальдорфской педагогики.  Позже, в 1997 г, к ним присоединился Днепропетровский институт усовершенствования учителей
Семинар готовит основных  учителей вальдорфских школ,  воспитателей детских садов и учителей-предметников необходимого профиля. Семинар уже подготовил «три выпуска»
дипломированных  учителей вальдорфских школ и воспитателей детских садов для  всей Украины. В этом году  с 4 по 11  августа  будет проходить  защита  дипломных   работ   четвертого потока (выпуска)  слушателей вальдорфского семинара. В это же время начнет работу,  новый, пятый  поток  трехгодичного вальдорфского семинара.
Все движение  вальдорфской педагогики объединено в Ассоциацию вальдорфских инициатив в Украине, что дает возможность  развитию  новых инициатив и становлению новых школ. Официальный адрес Ассоциации вальдорфских инициатив:   г. Одесса ул Ильфа и Петрова 31-а, тел/факс – 47-05-42  ; e-mail:assocwp@i.com.ua ;
Одесский областной институт усовершенствования учителей, является  коллективным членом  Ассоциации вальдорфских инициатив в Украине – кафедра менеджмента образования – научно-методическая лаборатория вальдорфской педагогики – зав.лабораторией Митюхина Вера Петровна (048) 731-16-03, секретарь института – (0482) 22-34-87
Сейчас в Одессе работают  две вальдорфские школы:
1.     Общеобразовательная  вальдорфская школа “Ступени” 1-111 ступени
Адрес: ул. Ильфа и Петрова 31-а,   тел/факс: 47-05-42   е-mail:stupeni@te.net.ua
В школе  имеется  с 1 по 12 класс + лечебно педагогические классы + группа дошколь-ного  возраста . Уже имеется выпуск детей, которые учились в этой школе с  1-го по 9-ый  класс, и  выпуск 12 класса
В школе работают:  семинары,  родительский клуб, базовый год, кружки
УВК «Свободная  школа “Астр”»,  Благотворительный фонд «Детская деревня»
Адрес: Фонтанская дорога 25. Благотворительный фонд, детская деревня “Астр
e-mail: waldorf-astr@ukr.Net тел/факс: -69-81-41
В школе имеется с 1  по 12 класс + детский сад + лечебно-педагогическое движение,
школа конного спорта, семинары, кружки
Белгород-Днестровск – детский дом № 1 ул. Победы , работают две вальдорфские группы
Вальдорфские школы,  школы вальдорфской ориентации  и вальдорфские инициативы  в настоящее время имеются  во многих городах Украины.
В Днепропетровске имеются  государственная общеобразовательная вальдорфская школа:     ул. Кирова 133 , имеется 1-9 класс + детский сад ,  тел. офиса 94  ;
Государственная школа  свободного развития  (вальдорфской ориентации) ул.Софьи Ковалевской 71,  имеется  с1 по 5 класс .
Кривой Рог- Государственная школа свободного развития (вальдорфской ориентации)  имеется 1- 4 класс
Харьков – УВК -Школа свободного развития (вальдорфской ориентации)  имеется 1-5 класс + детский сад
Киев – Вальдорфская  школа «София», имеется 1-5 класс, детский сад, учительский семинар, семинар воспитателей детских садов;
Киевская школа «Михаил» имеется    1- 3 класс;
Каменец-Подольск  - имеется  государственный  детский сад, который работает по вальдорфской программе.
Херсон –  ЦИИ « Ключ» вальдорфская инициатива
Житомир – Детский сад, - вальдорфская инициатива
Львов – вальдорфская инициатива
В  мае  2001 года   Министерство  образования  и  науки  Украины  издало приказ об исследовании  развития вальдорфской педагогики  в Украине. Экспериментальное исследование координируется Научно-методическим центром среднего образования Министерства образования и науки Украины, Ассоциацией вальдорфских инициатив и Одесским областным институтом усовершенствования учителей – кафедра менеджмента образования – научно-методическая лаборатория вальдорфской педагогики – зав. лабораторией Митюхина Вера Петровна (048) 731-16-03, секретарь института – (0482) 22-34-87. В этом  исследовании приняли активное участие сотрудники школ, имеющие значительный опыт работы,  а предметом исследования является  оздоровительное действие вальдорфской педагогики.  Вальдорфская педагогика ориентирована на ребенка, на его гармоничное развитие. В основе вальдорфской педагогики лежит  образ здорового человека. И работа учителя состоит в том, чтобы этого здорового человека, который заложен в каждом из нас,  поддержать средствами вальдорфской педагогики - телесно, душевно и духовно.
В наше время - время колоссальных  интеллектуальных  нагрузок, этот аспект имеет актуальное значение и многие педагогические инновации  направляют свое внимание именно на салютогенетические методики.
Однако подлинное познание и воспитание невозможно без самосознания и самовоспитания,  и если человек осознанно подошел к этому он становится на путь своего глубинного духовного развития. Для этого не требуется каких то специальных условий, сейчас это возможно в повседневной жизни и деятельности, в том числе и педагогической.
Это хорошо понимают вальдорфские педагоги, и этот перманентный процесс поддерживается  Ассоциацией вальдорфских инициатив в Украине. Так, на протяжении уже трех лет, в Одессе, на базе вальдорфской школы «Ступени» проходит семинар «Образование взрослых»  с участием преподавателя из Голландии  Карлы ван Дейк, где познаются новые принципы работы со взрослыми на основе антропософии и на новом взгляде на Человека. По просьбе киевской инициативы следующий семинар «Образование взрослых»  будет проводиться в г. Киеве  ул. Тампере 17, вальдорфская школа «София» с 27.02 по 2.03.2003 г тел. 8-044-559-64-77

===================================================================================

Немає коментарів:

Дописати коментар