Досвід роботи сучасних Вальдорфських
шкіл (Інтернет)
Суч. шк…
_______________________________________________________________________________________
Вальдорфская школа "Ступени" /1-11 классы и
воспитанников и детский сад/
(опыт работы)
Воспитывать детей с любовью и уважением к их
личности гармоничными, здоровыми, радостными, полными сил и интереса к жизни –
правило нашей школы.
Особое построение учебно-воспитательного
процесса помогает правильно развивать и формировать способности детей: умение
мыслить, тонко чувствовать, владеть достаточно сильной волей, быть творцами
своей жизни.
Обучение ведется на русском языке. Изучение
английского и немецкого языков с 1-го класса дополняется в старших классах
«обменом» учениками со школами других стран. Большое значение придается работе
с глиной, шерстью, деревом, металлом, занятиям живописью и музыкой.
Все педагогические усилия направлены на
подготовку детей к самостоятельной жизни, чтобы помочь им стать
социально-зрелыми и свободными людьми.
Сейчас в школе учатся около 200 ребят с
первого по одиннадцатый классы, есть два лечебно-педагогических класса. С ними
работают педагоги с государственным педагогическим образованием, прошедшие
обучение на семинарах по вальдорфской педагогике.
Школа обеспечивает:
- питание 3 раза в день,
- продленка для младшей школы,
- наблюдение школьного врача.
О вальдорфской педагогике кратко
Вальдорфская система образования и
вальдорфские школы, которых насчитывается уже больше 1000, существуют во всем
мире.
Они базируются на антропософии, которая была
создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером (1861-1925). В 20 книгах и
6000 лекциях им были затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское
хозяйство, образование, медицина и искусство. Антропософия как новый синтез
науки и религии эклектически объединяла традиционные учения оккультизма и
религий древности и средневековья с элементами естествознания и идеалистической
философии нового времени.
Мы не будем подробно останавливаться на учении
и взглядах Штайнера, желающие могут ознакомиться с его произведениями или их
критикой самостоятельно. Наша цель - рассказать кратко и понятно, что такое
вальдорфская педагогика в целом и чем отличаются вальдорфский детский сад и
вальдорфская школа от обычных.
Фундаментом вальдорфского образования
считается другой взгляд на человеческую жизнь и ее стадии.
Согласно ему, вся жизнь человека делится на
три фазы: от рождения до 21 года, от 21 до 42 и от 42 лет до смерти.
От рождения до 21 года происходит развитие
человеческого существа, воплощение, вхождение в земную судьбу, в мир.
В 7 лет человек идет в школу, в 14 лет
начинается период полового созревания - эти точки являются ключевыми в этой
фазе.
К 21 году человек начинает приобретать
реальный жизненный опыт. И если в первой фазе в основном развивается физическое
тело, то во второй уже раскрываются душевные возможности.
Третья фаза называется в вальдорфской
педагогике периодом "свободного действования". Именно в это время
происходит реальное движение вперед - человек начинает отдавать свои знания и
опыт другим.
Но мы рассмотрим здесь только первую, детскую
фазу развития человека, которая, в свою очередь, тоже делится на три периода.
Три периода развития ребёнка.
Если мы рассмотрим развития ребёнка от
грудного возраста до достижения взрослости в 21 год, то можно различить три
больших периода.
• Первый период (от 0 до 7) - грудной и
маленький ребёнок, ещё полностью погружённый в атмосферу родительского дома и
окружённый материнской заботой.
• Второй период (от 7 до 14) - ребёнок делает
шаг в мир. Наряду с домом, важную роль играет школа.
• Третий период (от 14 до 21) - время
завершения общего образования и подготовки к будущей профессии.
С биологической точки зрения можно определить
те же периоды следующим образом:
1. период от рождения до смены зубов;
2. период от смены зубов до наступления
половой зрелости;
3. период от наступления половой зрелости до
совершеннолетия.
Маленький ребёнок характеризуется большой
открытостью к миру. Без душевного сопротивления он вбирает в себя всё из
окружающего мира и встречает его с безграничным доверием. Он живёт в мире, где
неразличимо смешаны добро и зло.
Все органы чувств открыты. Из внутренней
активности он отвечает подражанием, имитацией. Через подражание он учится
говорить, при этом для ребёнка открываются врата в человеческую духовную жизнь.
Ребёнок подражает не только видимым фактам, но и образу мыслей человека,
который долго находится с ним. Это становиться составной частью его жизни. Тот,
кто в раннем детском возрасте не смог удовлетворить, реализовать эту
потребность прежде всего из-за недостаточного душевного контакта с родителями,
остаётся подражателем навсегда, неуверенны, неудовлетворённым собой человеком.
Этому не противоречит тот факт, что ребёнок, с
другой стороны, рано становится самостоятельно-творящим существом. Но его
отношение к окружению отмечено доверием и открытостью, невозможными ни в какой
другой фазе человеческой жизни.
Ребёнок второго семилетия имеет уже свой
собственный мир, в котором он живёт.
Этот мир, словно сказочный сад, обнесён
высокой стеной, отгораживающей его от действительности. Ребёнок царствует в
этом мире. Здесь возможно всё, о чём мечтается.
Внешний мир проникает туда только отдельными
кусками, элементы внешнего мира принимаются в собственный мир и преобразуются в
нём, пока не станут своими. В этот период у ребёнка много друзей. Он настроен
на общение. Но дружеские связи ещё довольно внешние и, в сущности, не настроены
на другого. Они, скорее, определяются желанием жить и играть с другим в своём
собственном мире.
В возрасте примерно семи лет у ребёнка
появляются новые устремления. Он хочет идти в школу, хочет учиться, и вполне
определённым образом: он хочет обрести внутреннюю опору, он хочет испытывать
полное доверие к учителю, всему, что тот говорит и делает.
У детей, которые в первые годы жизни получали
достаточную пищу для удовлетворения своей потребности к подражанию, это
стремление к авторитету разумеется само собой.
Дети, которым слишком рано пришлось принимать
самостоятельные решения и выдавать самостоятельные суждения, нередко чувствуют
определённую неуверенность. Их недоверчивость, их стремление к противоречию,
свидетельствуют не о силе духа, а о внутренней слабости. Поскольку потребности
в подражании в раннем детстве не были удовлетворены, они ищут для себя,
особенно в подростковом возрасте, так называемые «особенные авторитеты».
В период полового созревания (пубертатный
период) пробуждаются совсем другие потребности: стремление проверить внешнюю сторону
бытия и научиться понимать жизнь человека во всех её «углах и извивах», то
есть, другими словами, ребёнок достигает такого возраста, когда у него
формируются действительно глубокие интересы.
Для того, чтобы это состоялось, он нуждается в
людях, умеющих ненавязчиво наладить с ним душевный контакт, подсказать ему
истинный путь к знаниям и деятельности, помочь найти смысл жизни, предостеречь
от безличной пустоты.
Только в третий период, с началом полового
созревания, стена между внутренним миром ребёнка и действительностью медленно
рушиться. Он хочет изнутри завоевать эту действительность и может это сделать,
потому что за прошедший период он приобрёл душевное единство. В своём
собственном мире он познал центр, с которым всё соотносится и всё исходит: собственное
«Я» - свою индивидуальность. Теперь, исходя из этого, он проникает во внешний
мир и хочет его преобразовать согласно своим собственным нормам. Он стал теперь
социально активен. Дружеские связи, которые теперь образуются, являются
настоящими дружескими связями. Это поиск другого человека как индивидуальности.
У подростков, если они, благодаря полученному
к этому возрасту соответствующему воспитанию, жизнелюбивы и уверены в себе,
потребность в углублённом познании мира и человека возникает как бы сама собой.
Итак, социальные способности, которые можно
воспитать на описанном здесь пути, таковы:
• через подражание в дошкольном возрасте – к
осознанию свободы и неприкосновенности других людей;
• через авторитет в школьные годы – к чувству
уверенности в жизни, а благодаря этому к способности демократической совместной
работы;
• через обучение, осуществляемое в
подростковом возрасте в близком человеческом контакте с учителями – к
углублённому интересу к миру, к людям, к жизни.
(Из работ Ф.Карлгрена и Б.Ливехуда)
Особенности
преподавания в вальдорфской школе
Когда моему сыну исполнилось шесть лет,
возникли тревоги , связанные с его будущим обучением в школе. Найдёт ли он
взаимопонимание с учителем? Какую социальную роль изберёт в детском коллективе?
Не пропадёт ли его горячее желание учиться?
Подобные волнения посещают всех родителей
будущих школьников. Поэтому многие уже заранее начинают искать школу,
направление которой созвучно их взглядам на обучение и воспитание. Благо,
сегодня есть из чего выбирать. В нашем городе множество государственных и
частных школ, гимназий, лицеев…
Но даже в таком многообразии бывает трудно
определиться с выбором.
"Чем же ваша школа отличается от
других?"− спрашивают озадаченные мамы, папы, бабушки.
Действительно, представители различных
педагогических течений и направлений заявляют, что главная цель процесса
обучения – ВСЕСТОРОННЕЕ, ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, овладение ребёнком
прочными знаниями и раскрытие его индивидуальных особенностей. Но на поверку
оказывается, что не только пути к этой цели разные, но и самоё понятие
ВСЕСТОРОННЕЕ, ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ понимается каждым
по-своему.
А что же вносят в это понятие учителя
вальдорфской школы?
На наш взгляд…
А впрочем, Уважаемый Читатель, почему бы вам
самому не найти ответ на этот вопрос?
Один мудрый человек сказал:"Наши
убеждения справедливы лишь для нас самих". Мы побуждаем наших учеников
самостоятельно исследовать явления, находить взаимосвязи между ними и делать
свои выводы.
Я расскажу о некоторых особенностях
преподавания в младших классах.
А выводы предоставлю делать Вам…
Как же проходит сам процесс получения знаний в
нашей школе? И какие знания и умения приобретают ученики? Неплохо было бы
сначала разобраться, что такое «знания»?
Количество усвоенной информации? Чем больше
информации, тем больше знаний? Следовательно, тем умнее человек?
Мы живём сегодня в мире, который просто топит
нас в информации. Она проникает в нас с мониторов компьютеров, экранов
телевизоров, рекламных щитов… В наше время,рациональное и нормированное, трудно
быть креативным, сохранить развитую фантазию и живое мышление, когда вокруг
идет подгонка под стандарты и форматы.
Каким же должен быть процесс получения знаний,
как добиться, чтобы знания были не только приобретением памяти, а
способствовали развитию мышления? Не программировали голову, а побуждали к
творчеству?
Это одна из главных проблем, которую пытаются
решить учителя школы.
Особенностью преподавания в младшей школе
является то, что мы не просто передаём информацию ученикам, а проживаем каждую
тему, пропуская её через чувства ребёнка.
Например, изучая цифры в первом классе, дети
не только запоминают значки, их названия, вместе с учителем они определяют, где
в окружающем мире можно найти это число.
Вот цифра 1. Она обозначает не только
единичный предмет. Один – это нечто единственное, единое, неделимое.
«Вот лист бумаги. Я могу разорвать его на две,
три, много частей. Но я не могу поступить так с тобой,- говорю я ученику.- Ты
единое целое. Посмотри, в небе только одно солнце, одна луна. У каждого ребёнка
одна мама».
Знакомясь со следующими цифрами, мы находим их
отражение в окружающей жизни:
5 - пять лепестков у яблони, вишни, шиповника.
6 - шесть лапок у насекомых.
7 - семь цветов радуги, семь дней в неделе.
Таким образом, цифры перестают быть только
принадлежностью математики.
На азбуковедении, изучая буквы, дети
переживают качество каждого звука через сказку, рассказанную учителем. Значки
букв оживают.
В – это ветер, развевающий парус,
раскачивающий ветки деревьев.
Р – проклюнувшийся росток.
Ж - жужжащий жук.
Если дети забывают какую-то букву, они
вспоминают её образ. Поэтому в классе долго висят рисунки к сказкам о буквах.
Таким образом, ребёнок не только получает
информацию, но и обогащает свою душевную жизнь.
Рождается уважение к цифре, букве, слову.
Дети на уроках не просто выучивают правила
грамматики и запоминают алгоритмы выполнения арифметических действий, а,
ведомые учителем, сами открывают законы и создают правила. Работа в классе
носит не репродуктивный( отражательный) характер, а исследовательский. Каждый
ученик является первооткрывателем законов. Пусть только для самого себя.
Не стандарты и шаблоны, а живая творческая
мысль царит на уроке.
У нас в школе есть то, что называется
«эпохами».
Первый (мы называем его основным) урок
организован так, что каждый день с 9.00.- до 10.30.ученик изучает какой-то один
предмет, будь то математика или русский язык. Эпоха длиться 3-5 недель. Ребёнок
полностью погружается в изучаемый материал. Легко на нём концентрируется.
Каждый следующий день дополняет предыдущий. В течение 4-х недель ученик
усваивает раздел математики.
А потом начинается новая эпоха. Знания,
полученные на прошлой, не забываются. Но проходя через чувства ребенка, живут в
нём. А не наслаиваются при постоянной смене предмета, когда, не успев
прочувствовать одно, нужно переключаться на другое.
У основного урока своя структура.
В первой части дети выполняют упражнения для
формирования осанки, для развития чувства равновесия, на ориентацию в
пространстве,
для гармонизации темпераментов и т. д. Дети
читают стихи, сопровождая их определёнными движениями, считают.
Например, на уроке математики в 1 классе
ученики считают двойками, тройками, пятёрками, десятками. Это подготавливает их
постепенно к изучению таблицы умножения.
На уроках языка используются упражнения для
развития фонематического слуха. Проговаривая чётко скороговорку, они не только
голосом выделяют определённые звуки, но и жестами, хлопками и т.д.
В 4-м классе они уже учатся владеть своим голосом,
придавая ему всевозможные оттенки: силу, нежность, тревогу…
Во второй части основного урока происходит
собственно изучение учебного материала.
В конце урока учитель рассказывает классу
историю. Содержание и форма которой подбирается в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями классов.
В 1-м кл. - сказки.
Во 2-м – басни и легенды.
В 3-м – истории из Ветхого Завета.
В 4-м – народный эпос разных народов,
сказания, былины, думы.
Но вернёмся к вопросу, что есть знания?
Для нас знания – это средства:
• душевного и духовного обогащения ребёнка;
• укрепления его волевой сферы: учебный
материал связывается с жизнью ребёнка, используется в его практической
деятельности;
• познания окружающего мира во всех его
взаимосвязях.
Чем больше удаётся показать определённое
явление как часть чего-то большого целого или же включённость во взаимодействии
с другими явлениями, тем больше ученик переживает чувство осмысленности. И,
напротив, изолированное знание быстро начинает казаться бессодержательным,
пустым и бессмысленным.
Поиск взаимосвязей побуждает учеников
самостоятельно исследовать самые различные направления, задавать вопросы и
пытаться найти ответ на них.
Тем самым побуждается воля к мышлению,
рождаются новые теории и идеи.
Но, как известно, процесс мышления непрерывно
связан с языком и речью. Однако с большим сожалением нужно заметить, что
современная цивилизация страдает бедностью речи и речевыми нарушениями. Язык
стал просто механическо-электронным средством коммуникации, перестав быть
посредником между душами людей. Поэтому особое внимание на уроках русского и
украинского языков мы уделяем не только умениям правильно писать и говорить, но
и чувствовать то , что заложено в каждом слове - связь лексического значения,
грамматической формы и фонетической окраски.
Тогда в слове поВСЕдневность можно пережить
ВСЕобъемлюющую полноту, которую можно увеличить до ВСЕленной.
А в маленьких частичках слова В-, ВОЗ-, РАС-,
ЗА- возможно рассмотреть нечто сущностное. Внимание и вдохновение, возвышенность
и возникновение, раскрепощение и рассудок проявляются в этих на первый взгляд
незначительных приставках.
В этом году мы провели эксперимент в первом
классе. На одном уроке звучала и русская и украинская речь. Изучая буквы, мы с
детьми наблюдали, как звучат и пишутся слова с этими буквами в обоих языках.
Анализировали взаимосвязь значения и звучания слова.
Так в словах «течёт» и «тече» можно услышать,
как бежит вода по камешкам. В русском слове чувствуется быстрое движение реки,
в украинском – более плавное. Мы читали одни и те же художественные
произведения в русском и украинском варианте, сравнивая их.
У каждого ребёнка появились свои любимые
слова, которые приятно произносить, «смаковать» : «сонячне промiння»,
«галявина», «мереживо».
За многими словами, которыми мы пользуемся по
привычке, стоит СЛОВО, способное раскрыть свои целительные, творческие и
духовные силы. Если человек готов правильным образом готов воспринять это
СЛОВО.
В конце учебного года каждый классный
руководитель пишет своим ученикам историю, сказку, стихотворение, притчу, в
которой раскрывается образ ребёнка, описываются его индивидуальные особенности,
проблемы и возможные способы их решения.
Каждому ребёнку – своя история, только для
него подобранные слова. Ведь у каждого из них свой путь, свои жизненные задачи.
Воспитывая и обучая детей, мы делимся с ними знаниями, опытом, показываем, как
МЫ видим мир.
Но всё делаем для того, чтобы они увидели его
СВОИМИ глазами.
Л.Я. Мезинова - учитель и
мама двух учеников школы "Ступени"
Лечебная педагогика
Предложенное, в начале 20 века, выдающимся
австрийским мыслителем, педагогом, ученым Рудольфом Штайнером рассмотрение мира
и понимание человеческого развития – известное как Антропософия – открыло новые
возможности в работе с детьми, в том числе и так называемыми особенными.
Из атмосферы человеческого участия,
заботливого внимания к ребенку, где он рассматривается как человеческое
существо со своей индивидуальной задачей и судьбой в этом мире, желание быть
рядом с тем, кто нуждается в нашем сопровождении и любви, привело к появлению
целого направления работы с детьми, имеющими нарушения – антропософской
лечебной педагогики.
Лечебно-педагогическое подразделение УВК
«Ступени» работает уже более 12 лет. на данный момент существуют 3, 6 и 9
классы, в которых обучаются 18 детей с разным уровнем развития и разными
проблемами: интеллектуальными, физическими, душевными и социальными. Импульсом
для организации классов стали просьбы и обращения родителей, которые имеют
детей с особыми потребностями, детей нуждающихся в особом душевном уходе,
обусловленном нарушениями в развитии.
Уже также есть и первые наши выпускники. Двое
из них продолжили свое образование в средних специальных учебных учреждениях:
один (после окончания 9 класса) получил специальность автослесаря, другой
(после 11 класса) – продолжает учебу в медучилище, осваивая специальность
фельдшера.
Все учителя нашего педагогического коллектива
закончили украинско-швейцарский лечебно-педагогический семинар и прошли
соответствующую практику в специальных учреждениях Швейцарии. Учебный материал,
методика проведения занятий, ритм уроков и постановка задач носят коррекционный
и терапевтический характер, исходят из способностей и возможностей ребенка.
Широко применяется терапевтическое воздействие искусств и труда. Дети много
занимаются музыкой, живописью, лепкой, эвритмией, ставят спектакли, пекут,
вяжут, шьют, делают изделия из дерева, металла и камня.
По необходимости проводятся индивидуальные
занятия лечебной эвритмией, музыкальной терапией, ипотерапией, назначается
ритмический массаж. Детей курирует антропософский врач-педиатр.
Большое внимание мы уделяем сотрудничеству с
родителями, исходя из понимания, что только совместная организация помощи
ребенку (школа - семья) полноценно и здоровым образом влияет на его дальнейшее
развитие.
Проводимые мероприятия и занятия направлены на
решение индивидуальных проблем детей, их реабилитацию, обучение и социальную
адаптацию.
Вальдорфский детский сад
Основные особенности вальдорфской педагогики
для дошкольного возраста
• До 3–4 лет ребенок воспитывается на дому,
ибо главнейшей потребностью этого возраста является потребность ребенка в
семейной атмосфере уюта и опеки родителей.
• В вальдорфский детский сад принимаются дети
в возрасте от 3,5–4 лет, ведь начиная именно с этого возраста формирование
личности ребенка требует социальной среды.
• Группы детского сада являются
разновозрастными, что содействует развитию умений формировать межличностный
взаимоотношения, а именно:
в старших – чуткости и душевного тепла к
младших;
в младших - уважения старших, их умений и
способностей.
• Главной целью воспитательного и учебного
процессов в детском саду есть благоприятствование развитию природных
способностей ребенка, предоставление возможностей для их естественного раскрытия
и укрепления, расширение границ одаренности ребенка.
• Занятия искусствами в детском саду включают
в себя: живопись красками; рисование восковыми мелками; лепку из воска; музыку
и пение; эвритмию (умение гармонично двигаться); драматическое искусство;
искусство композиции; рассказывание воспитателем сказок, стихов и историй,
которые сопровождаются кукольными представлениями, и тому подобное.
• В дошкольном воспитании большое значение для
формирования будущего положительного отношения к миру имеет душевный комфорт
ребенка, который достигается благодаря качествам воспитателя и поддерживается с
помощью определенных внешних факторов, например, цветной гаммы помещения
группы, или того, что игрушки и мебель изготовлены из природных материалов.
• Особое место в формировании способности к
независимому творчеству в детском саду имеют такие виды деятельности, как
«свободная игра» и «построение сказки». Большое значение в этом возрасте имеют
подвижные виды деятельности, которые оказывают содействие укреплению свободы.
• Кроме того, много внимания уделяется
развитию мелкой моторики рук, то есть занятиям разнообразными видами рукоделия,
пальчиковым играм, лепке из воска, работе с тестом и тому подобное. Это
оказывает содействие общему развитию ребенка, в частности опосредованно влияет
и на развитие его мышления.
• Методика проведения занятий в детском саду
должна отвечать возрастным особенностям ребенка. (Критерием того, что методика
и дидактические материалы отвечают возрастным потребностям воспитанников,
является их эмоциональный подъем во время этих занятий.)
• Ритмичность построения воспитательного
процесса в детском саду, кроме суточных ритмов, проявляется в чередовании
динамической нагрузки и покоя, концентрации внимания детей в деятельности,
которая организована воспитателем, и свободного творчества.
Астрономические ритмы дня, недели, года
переживаются в детском саду благодаря чередованию определенных видов искусства
и рукоделия, изменению цветов и композиции интерьера, видов игры, наполнению
музыкальных занятий и тому подобное.
• С целью реализации индивидуального подхода к
развитию ребенка наполнение групп детского сада не должно превышать 15–20
детей.
Вальдорфский
детский сад УВК «Ступени»
состоит из трех групп:
- одной ясельной для детей 2 – 3,5 лет
- двух разновозрастных для детей 3 – 7 лет.
Жизнь группы детского сада
основана на семейном принципе:
• домашняя атмосфера.
• дети разного возраста, как в большой семье,
• празднование дней рождений,
• встреча праздников вместе с родителями.
• игрушки из натуральных материалов,
• специально созданный интерьер помещений
позволяет детям свободно и радостно играть.
Режим работы детского сада:
• Пятидневка. С 8.00 до 17.00 работает
ясельная группа. С 8.00 до 18.00 работают разновозрастные группы. В работе детского
сада предусмотрены двухнедельные зимние каникулы, совпадающие со школьными.
• Учебная программа выполняется с сентября по
июнь. Июль, август – оздоровительный период и дети детский сад не посещают.
• В ясельной группе работают 4 педагога (3
воспитателя и 1 помощник воспитателя): двое на первой смене, двое – на второй
смене. Наполняемость группы – 12 детей на целый день и 2-3 ребенка на первую
половину дня (до дневного сна).
• В разновозрастной группе работают 3 педагога
(2 воспитателя и 1 помощник воспитателя). Наполняемость группы – 20 детей на
целый день и 2-3 детей на первую половину дня (до дневного сна).
Ритм жизни в детском саду:
День начинается со свободной игры, в которой
дети используют свой жизненный опыт приобретенный из окружающего мира,
развивают свою фантазию, проявляют творчество, учатся быть социальными.
У детей всегда есть возможность, помогая
воспитателям в повседневных делах, связанных с жизнью в большой семье, быть
активными и развивать свои навыки.
Во время свободной игры, дети через
воспитателя могут знакомиться с ремеслами (ткачеством, столярным делом, работой
с шерстью), рукодельничать (шить, вышивать, изготавливать подарки к
праздникам), заниматься выпечкой, приготовлением бутербродов и салатов.
Конечно, развивая ту или иную деятельность, воспитатель учитывает возраст
ребенка и его возможности.
Затем наступает время ритмической игры вместе
с педагогами, которая связана с временем года и включает себя стихи, песни,
искусство движения, игры.
После ритмической игры завтрак и прогулка.
Ежедневно после прогулки у детей сказка или
кукольный спектакль.
В ритме дня детей сопровождают песни и музыка
простых инструментов (флейта, металлофон, детская арфа).
Из занятий в ритме недели предусмотрены живопись
акварелью в технике «мокрым по мокрому», лепка из воска, эвритмия (в
разновозрастных группах), выпечка, приготовление завтраков.
В ритме года дети готовятся и проводят
праздники по временам года: праздник Св. Михаила (праздник Мужества), праздник Урожая,
праздник Фонариков (праздник «Поздняя осень»), праздник Св. Николая, Рождество,
Колядки, Масленица, Мамин день, Закличка птиц, Пасха, Солнечный май, Троица,
Выпуск в школу, Иоановы дни («Здравствуй лето!»).
Учитывая возрастные особенности, на основе
личного примера и стимулируя подражание, у детей формируется хорошие привычки,
закладывается основа социального и морального поведения в будущем.
Порядок приема детей в наш детский сад:
1. Предварительная беседа родителей с
воспитателем.
2. Совместная беседа родителей с медиками УВК
и воспитателем.
3. Медкомиссия по месту жительства ребенка
(подготовка карточки в детсад, сдача анализов на я/г).
4. Заявление на пробный период (2 – 3 недели).
5. Если сторонам всё подходит, то заключается
договор через председателя педагогической коллегии детского сада.
6. Родителями производится предоплата по
квитанции.
Примечание: Ребенка принимают в детсад при
наличии карточки, справки, квитанции об оплате.
Основная
вальдорфская школа
Дидактические, методические и организационно-педагогические
особенности основной вальдорфской школы
• Воспитатель или учитель лично несут
ответственность за судьбу каждого ребенка.
• Большое значение имеют личностные качества
учителя или воспитателя. Поэтому программы профессиональной подготовки
педагогических кадров как для школы, так и для детского сада отличаются широтой
содержания и нацелены не только на получение определенных знаний и
профессиональных умений, но и на умение видеть ребенка в целостности ее
психически-физического развития, а также на понимание педагогом необходимости
постоянного самопознания и самоусовершенствования.
• В школу дети принимаются лишь при условии
готовности их родителей активно сотрудничать с учителем в вопросах воспитания
ребенка с тем, чтобы домашние условия воспитания не противоречили принципам
школы.
• Учитывается сезонный, недельный и суточный
ритмы. Методики работы, дневное и недельное расписание учитывают изменение
времен года и подчиняются ритму, который связан с изменением сознания и
внимания ребенка соответственно физическому и психическому ритму времени года и
недели.
• Воспитание и обучение происходит без
применения принуждения.
• В первый класс вальдорфской школы
принимаются дети в возрасте 6,5–7,5 лет после собеседования, которое выявляет
готовность к школе, и после общения с родителями относительно их готовности
поддерживать работу учителя с учениками на дому и сотрудничать с школой.
Как говорит Жан Пиаже, «возраст семи лет
отмечается коренными изменениями в психическом развитии. Какой бы аспект
психической жизни мы не взяли, можно наблюдать, как на смену старым формам
организации приходят новые... Это касается и интеллекта, чувств, а также
социальных отношений или чисто индивидуальных действий» («Шесть психологических
этюдов»).
Наблюдения Пиаже полностью совпадают с
наблюдениями Рудольфа Штайнера. Он также подчеркивает, что в возрасте около
семи лет у ребенка происходит прилив новых сил, которые предопределяют его
готовность к школе. Проявления этого можно обнаружить в умении концентрировать
внимание на определенной работе и настойчиво ее выполнять, способности к
наглядному представлению, живой творческой фантазии, ритмическому повторению
задач (выполнение их в определенном порядке). Дети совсем иначе, чем ранее,
учатся контактировать с другими детьми: в игре могут придерживаться общих
правил, появляется умение понимать, что говорит другой и после обрабатывать это
в сознании. Дети становятся более независимыми от родителей, появляется
потребность в учебной деятельности. По Штайнеру, если ребенок начинает обучения
в школе ранее, чем состоятся упомянутые изменения, то это может привести к
отрицательным последствиям не только в психическом, но и в физическом развитии
ребенка.
• Воспитание и обучение в младшей школе и
школе второй ступени происходит без балльных оценок. В конце учебного года
ученик получает табель, своеобразность которого проявляется в том, что в нем
может и не быть цифр, а лишь развернутая характеристика ученика: достигнутые им
успехи, прогресс в развитии, слабые стороны и прогноз дальнейшего развития.
• С помощью специальных методик
организовывается работа детей с учебными тетрадями, которые одновременно играют
роль учебников, пособий. Традиционные учебники становятся дидактическим
материалом наряду с другими пособиями, энциклопедиями, художественными
произведениями и другой литературой.
• Учебные планы и программы отдельных школ
являются вариативными, базируются на учебных планах известных вальдорфских школ
и адаптируются к содержанию и нормам государственной школы в 4, 9 и 12 классах
(с учетом национальных, региональных культурных особенностей). По истечении 9 и
12 классов ученики проходят государственную аттестацию и получают
соответствующие документы (свидетельство об окончании основной школы или
аттестат о среднем образовании).
• Язык обучения отвечает Закону о языках в
Украине.
В каждом конкретном классе язык преподавания
выбирается родителями учеников этого класса вместе с учителем. При условии,
если выбран язык национального меньшинства, уровень владения учениками
государственным языком должен отвечать требованиям программ школ национальных
меньшинств.
Возможен также вариант постепенного перехода
от преподавания на языке национального меньшинства к преподаванию на
государственном языке, с тем чтобы ученики выпускных классов владели
государственным языком на уровне школ с украинским языком обучения.
• Построение учебных программ базируется на
феноменологическом подходе к выбору материала.
• Обучение в школе предусматривает большое
количество занятий эстетичного и практически-прикладного направления.
• Преподавание ведется “эпохами”. Каждый из
основных учебных предметов изучается на первом уроке (который длится два часа)
на протяжении 3–4-х недель с целью глубокого погружения в предмет.
• Существуют предметы (иностранные языки,
живопись, игра на определенных музыкальных инструментах, плетение, гончарное
ремесло, строительство и тому подобное), которые требуют ритмического
повторения и которые целесообразно предлагать детям лишь в определенном
возрасте. Они преподаются после главного урока.
• Процесс обучения строится соответственно
возрастным особенностям ребенка и существенным образом изменяется при переходе
ребенка от его первого семилетия ко второму и от второго – к третьему. Таким
образом, выделяются три фазы развития учеников с собственными специфическими
задачами, содержанием и методами воспитания.
• Учебный план учитывает особенности,
связанные с возрастом ребенка. Поэтому учеников не оставляют на второй год.
Учебный план вальдорфской школы включает в себя 12 лет обучения.
• С 1-го по 8-й класс (к возрасту полового
созревания) самым важным является целостное наблюдение за развитием ребенка и
воспитания благодаря примеру одного авторитетного для учеников взрослого.
Поэтому первые 7–8 лет обучения класс сопровождает один учитель, который
преподает как можно больше учебных предметов.
• С целью реализации индивидуального подхода к
каждому ученику, личностных путей в развитии его способностей, наполнение
классов не должно превышать 15–20 учеников, как в начальной, так и в школе
второй степени и старший школе.
• Если учебная программа по определенным
предметам в конкретном классе не совпадает с программой государственной школы,
а ученик хочет перейти для дальнейшего обучения в невальдорфскую школу,
коллегия организовывает дополнительную работу с учеником по усвоению им
соответствующего уровня знаний.
• С целью предоставления учебно-воспитательным
учреждениям возможности работать по соответствующим программам и проводить
научно-методическую поисковую работу, штатное расписание предусматривает
должности психологов, заместителей директора (заведующего) по научной и
методической работе, дополнительные ставки медицинских работников и учителей по
соответствующим предметам (музыка, эвритмия, живопись, ремесло и т.п.).
По матеріалам: osvita.ua.
Дата публікації: 08.04.2009
Старшая школа
Основные особенности вальдорфской педагогики
для старшей школы
• В школу дети принимаются лишь при условии
готовности их родителей активно сотрудничать с учителем в вопросах воспитания
ребенка с тем, чтобы домашние условия воспитания не противоречили принципам
школы.
• В старшей школе решением коллегии школы
может быть внедрена балльная оценка работы учеников (не обязательно
двенадцатибалльная). К тому же в баллах оценивается конкретная работа ученика и
никогда – сам ученик.
• По истечении 9 и 12 классов ученики проходят
государственную аттестацию и получают соответствующие документы (свидетельство
об окончании основной школы или аттестат о среднем образовании).
• Язык обучения отвечает Закону о языках в
Украине.
В каждом конкретном классе язык преподавания
выбирается родителями учеников этого класса вместе с учителем. При условии,
если выбран язык национального меньшинства, уровень владения учениками
государственным языком отвечает требованиям программ школ национальных
меньшинств.
Возможен также вариант постепенного перехода
от преподавания на языке национального меньшинства к преподаванию на
государственном языке, с тем чтобы ученики выпускных классов владели
государственным языком на уровне школ с украинским языком обучения.
• Построение учебных программ базируется на
феноменологическом подходе к выбору материала.
• Обучение в школе предусматривает большое
количество занятий эстетичного и практически-прикладного направления.
• Преподавание ведется “эпохами”. Каждый из
основных учебных предметов изучается на первом уроке (который длится два часа)
на протяжении 3–4-х недель с целью глубокого погружения в предмет.
• Существуют предметы (иностранные языки,
живопись, игра на определенных музыкальных инструментах, плетение, гончарное
ремесло, строительство и тому подобное), которые требуют ритмического
повторения и которые целесообразно предлагать детям лишь в определенном
возрасте. Они преподаются после главного урока.
• У учеников старших классов (третье
семилетие) вступает в силу формирование причинно-следственного мышления, а
также собственного самовыражения. Поэтому старшеклассникам предоставляется
возможность выбирать предметы для углубленного изучения и приоритетную для
будущей профессии ориентацию. Ученики 10–11-х классов в конце года защищают
курсовые роботы по выбранным специализациям, а выпускники школы – дипломную
работу.
• Учебный план учитывает особенности,
связанные с возрастом ребенка. Поэтому учеников не оставляют на второй год.
Учебный план вальдорфской школы включает в себя 12 лет обучения.
• С целью реализации индивидуального подхода к
каждому ученику, личностных путей в развитии его способностей, наполнение
классов не должно превышать 15–20 учеников.
• Если учебная программа по определенным
предметам в конкретном классе не совпадает с программой государственной школы,
а ученик хочет перейти для дальнейшего обучения в невальдорфскую школу,
коллегия организовывает дополнительную работу с учеником по усвоению им
соответствующего уровня знаний.
Старшая школа УВК "Ступени"
Учащиеся 9-12 классов вальдорфской школы
"Ступени" и преподаватели, работающие в этих классах, образуют
старшую школу.
Что такое сейчас наша старшая школа?
Это школа, готовящая к взрослой жизни и
воспитывающая свободных, самостоятельных людей, каждый из которых - личность.
Это школа, где каждый ищет себя в определенных
областях науки и искусства и может проявиться как в интеллектуальной
деятельности, так и раскрыть свой творческий потенциал - в живописи, музыке,
драматургии.
Это школа, где ребята учатся задавать вопросы
и находить на них ответы, а преподаватели помогают им в этом.
Это школа, где стремятся к творчеству на
каждом уроке, где учатся высказывать свое личное мнение и не боятся делать это.
Это школа, в которой в первую очередь
обращается внимание на моральность того, что происходит в школе, вплоть до
мелочей.
Что конкретно делают в нашей школе?
Изучают такие науки, как математику (алгебру и
геометрию), физику, химию, биологию, географию, историю (всемирную и историю Украины),
литературу (украинскую и зарубежную), информатику, некоторые предметы более
углубленно, чем в общеобразовательной школе.
Изучают украинский, русский, английский и
немецкий языки. По английскому и немецкому языкам ученики пишут рефераты,
которые защищают в присутствии комиссии, состоящей из учителей иностранных
языков.
Занимаются психологией, музыкой, живописью,
драматургией, а также прикладными искусствами - лепкой и деревообработкой.
Изучают историю искусств и историю музыки.
В течение года старшеклассники пишут курсовую
работу (в 12 классе - дипломную) по интересующему их предмету и в конце года
защищают ее в присутствии комиссии. Чтобы помочь в написании дипломных и
курсовых работ на должном уровне, школой подписан договор о сотрудничестве с
Одесским Национальным университетом.
Углубленно изучают некоторые предметы и
занимаются прикладными видами деятельности в рамках существующего в старшей
школе деления на "практиков" и "теоретиков", т.е. на более
склонных к работе руками ("практики") и более склонных к
интеллектуальной деятельности ("теоретики"). "Теоретики", в
свою очередь, делятся на "естественников", которые углубленно изучают
естественные науки, и "гуманитариев", которые углубленно изучают
языки, литературу, историю.
Занимаются постановками спектаклей,
подготовкой школьных праздников.
Ездят в Германию для прохождения языковой
практики в рамках обмена учащимися между вальдорфской школой
"Ступени" (г. Одесса, Украина) и Свободной Вальдорфской школой Швебиш
Халль (Германия).
Ходят вместе со своими учителями в походы (в
Карпаты, Крым).
В конце 9-го и 12-го классов ученики проходят
государственную итоговую аттестацию с получением документов установленного
образца.
Как проходит учебный день в
общеобразовательной вальдорфской школе "Ступени" в старших классах?
Старшеклассники находятся в школе с 8.00 до
16.30 (перерывами на завтрак и обед).
Первый урок (8.00 - 9.45) - эпохальный (один
предмет изучается в течение 2 - 3 - 4х недель).
Далее с 10.00 - еженедельные уроки по
расписанию.
После обеда (в 13.05) начинаются занятия
музыкой, драмой и прикладными искусствами.
==========================================================================================ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА В УКРАИНЕ
Справка :Вальдорфская педагогика начала свое движение в Украине
с лазурных бере-гов Черного моря - Одессы. Можно
долго дискутировать о том, как это произошло,
но совершенно достоверно, что для
этого были подготовлены сердца и умы жителей, а также и
атмосфера благословенного города. Одесское областное управление образования
и Одесский институт усовершенствования учителей
восприняли это вновь рожденное “дитяте” и
внимательно наблюдают за его развитием. Но
вскоре и в других городах Украины начали
зарождаться вальдорфские инициативы и теперь мы имеем достаточно
много “родственников” по прямой линии (
вальдорфские школы) и побочной линии (лечебно-
педагогические классы). Для подготовки
квалифицированных педагогов вальдорфских школ в
Украине, Одесский институт
усовершенствования учителей в 1995 г. совместно с
Штуттгартской Высшей свободной школой
организовали трехгодичный периодический (семестровый) семинар
вальдорфской педагогики. Позже, в 1997 г, к ним присоединился Днепропетровский
институт усовершенствования учителей
Семинар готовит основных
учителей вальдорфских школ, воспитателей детских садов и
учителей-предметников необходимого профиля. Семинар уже подготовил «три
выпуска»
дипломированных учителей
вальдорфских школ и воспитателей детских садов для всей Украины. В этом
году с 4 по 11 августа будет проходить защита
дипломных работ четвертого потока (выпуска)
слушателей вальдорфского семинара. В это же время начнет работу, новый,
пятый поток трехгодичного вальдорфского семинара.
Все движение вальдорфской
педагогики объединено в Ассоциацию вальдорфских инициатив в Украине, что дает
возможность развитию новых инициатив и становлению новых школ.
Официальный адрес Ассоциации вальдорфских инициатив: г. Одесса ул
Ильфа и Петрова 31-а, тел/факс – 47-05-42 ; e-mail:assocwp@i.com.ua ;
Одесский областной институт
усовершенствования учителей, является коллективным членом
Ассоциации вальдорфских инициатив в Украине – кафедра менеджмента образования –
научно-методическая лаборатория вальдорфской педагогики – зав.лабораторией
Митюхина Вера Петровна (048) 731-16-03, секретарь института – (0482) 22-34-87
Сейчас в Одессе работают
две вальдорфские школы:
1. Общеобразовательная
вальдорфская школа “Ступени” 1-111 ступени
Адрес: ул. Ильфа и Петрова
31-а, тел/факс: 47-05-42 е-mail:stupeni@te.net.ua
В школе имеется с 1 по
12 класс + лечебно педагогические классы + группа дошколь-ного возраста .
Уже имеется выпуск детей, которые учились в этой школе с 1-го по
9-ый класс, и выпуск 12 класса
В школе работают: семинары,
родительский клуб, базовый год, кружки
УВК «Свободная школа
“Астр”», Благотворительный фонд «Детская деревня»
Адрес: Фонтанская дорога 25.
Благотворительный фонд, детская деревня “Астр”
e-mail: waldorf-astr@ukr.Net
тел/факс: -69-81-41
В школе имеется с 1 по 12
класс + детский сад + лечебно-педагогическое движение,
школа конного спорта, семинары,
кружки
Белгород-Днестровск – детский дом №
1 ул. Победы , работают две вальдорфские группы
Вальдорфские школы, школы
вальдорфской ориентации и вальдорфские инициативы в настоящее время
имеются во многих городах Украины.
В Днепропетровске имеются
государственная общеобразовательная вальдорфская школа:
ул. Кирова 133 , имеется 1-9 класс + детский сад , тел. офиса 94 ;
Государственная школа свободного
развития (вальдорфской ориентации) ул.Софьи Ковалевской 71,
имеется с1 по 5 класс .
Кривой Рог- Государственная школа
свободного развития (вальдорфской ориентации) имеется 1- 4 класс
Харьков – УВК -Школа свободного
развития (вальдорфской ориентации) имеется 1-5 класс + детский сад
Киев – Вальдорфская школа
«София», имеется 1-5 класс, детский сад, учительский семинар, семинар
воспитателей детских садов;
Киевская школа «Михаил»
имеется 1- 3 класс;
Каменец-Подольск -
имеется государственный детский сад, который работает по
вальдорфской программе.
Херсон – ЦИИ « Ключ»
вальдорфская инициатива
Житомир – Детский сад, -
вальдорфская инициатива
Львов – вальдорфская инициатива
В
мае 2001 года Министерство образования и
науки Украины издало приказ об исследовании развития
вальдорфской педагогики в Украине. Экспериментальное исследование
координируется Научно-методическим центром среднего образования Министерства
образования и науки Украины, Ассоциацией вальдорфских инициатив и Одесским
областным институтом усовершенствования учителей – кафедра менеджмента
образования – научно-методическая лаборатория вальдорфской педагогики – зав.
лабораторией Митюхина Вера Петровна (048) 731-16-03, секретарь института –
(0482) 22-34-87. В этом исследовании приняли активное участие сотрудники
школ, имеющие значительный опыт работы, а предметом исследования
является оздоровительное действие вальдорфской педагогики.
Вальдорфская педагогика ориентирована на ребенка, на его гармоничное развитие.
В основе вальдорфской педагогики лежит образ здорового человека. И работа
учителя состоит в том, чтобы этого здорового человека, который заложен в каждом
из нас, поддержать средствами вальдорфской педагогики - телесно, душевно
и духовно.
В наше время - время
колоссальных интеллектуальных нагрузок, этот аспект имеет
актуальное значение и многие педагогические инновации направляют свое
внимание именно на салютогенетические
методики.
Однако подлинное познание и
воспитание невозможно без самосознания и самовоспитания, и если человек
осознанно подошел к этому он становится на путь своего глубинного духовного
развития. Для этого не требуется каких то специальных условий, сейчас это
возможно в повседневной жизни и деятельности, в том числе и педагогической.
Это хорошо понимают вальдорфские
педагоги, и этот перманентный процесс поддерживается Ассоциацией
вальдорфских инициатив в Украине. Так, на протяжении уже трех лет, в Одессе, на
базе вальдорфской школы «Ступени» проходит семинар «Образование взрослых»
с участием преподавателя из Голландии Карлы ван Дейк, где познаются новые
принципы работы со взрослыми на основе антропософии и на новом взгляде на
Человека. По просьбе киевской инициативы следующий семинар «Образование
взрослых» будет проводиться в г. Киеве ул. Тампере 17, вальдорфская школа «София» с 27.02 по
2.03.2003 г тел. 8-044-559-64-77
===================================================================================
Немає коментарів:
Дописати коментар