Классики педагогики
Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо
Коломенский педагогический институт
РЕФЕРАТ
Студента технологического
факультета
431 группы
Лазарева Виктора Николаевича
на тему:
Идеи развития в трудах Я. А. Коменского,
М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо.
План реферата
1. Введение
2. Развивающее обучение в
наследии Я. А. Коменского
3. Развивающее обучение в
наследии Ж.-Ж. Руссо
4. Развивающее обучение в
наследии М. Монтеня
5. Заключение
6. Библиографический список
Введение
Цель данного реферата - раскрыть
одну из главных проблем современной педагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можно
суверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу
имеет огромное педагогическое значение.
История идеи развивающего
обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и
дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении это обеспечение
всестороннего развития. Затем эту идею продолжили в своих трудах Сократ,
Квинтилиан.
Наибольший подъем идея
развивающего обучения получила в 16 - 18 вв. Ей занимались такие знаменитые
педагоги и философы как М. Монтень, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.
Песталоцци, А. Дисьервег.
Среди русских педагогов изучавших
эту проблему следует отметить Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова,
Чернышевского, Добролюбова, Толстого.
Данный реферат построен на основе
анализа идей развития в педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и
М. Монтеня.
Развивающее обучение в наследи Я.
А. Коменского
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ,
выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии
(Чехословакия) в семье члена общины
Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил
латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в
Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей
религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах
Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним
учились во многих странах мира, включая Россию.
Коменский был основоположником
педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и
воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая
школа” и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы.
Отличительной чертой
педагогических воззрений Коменского было
то , что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок
установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит
красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел
человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим
воспитанием”, где он, в частности ,
развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается
после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить
юношество к будущему самовоспитанию и образованию. / Пискунов А. И. Хрестоматия
по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 79/.
Одной из наиболее главных идей в
педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Идеями
развития а процессе обучения пронизаны практически все произведения Я. А.
Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и
дарований, в соответствии с принципом природосообразности.
Коменский в своих сочинениях
много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом
отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О
культуре природных дарований”.
Вопросы о ребенке и его
способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что
представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается.
Коменский в основном стоит на позициях
аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие
теории так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому
мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола
способен учиться и стать образованным человеком. / Лордкипанидзе Д. Ян Амос
Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153/.
Говоря о развития в педагогическом наследии
Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных
дарований.
“Человеку прирождены четыре части, или
качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с
суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою
для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий.
Третья - способность движения,
исполнительница всех решений. Наконец,
речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле
нашем имеется столько же главнейших
вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы
мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган
человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык,
наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в
различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно
общество для совещания и действования. / Чечель И. Д. Антология гуманной
педагогики. Коменский. - М.:
Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -C.109/.
“Дарование” обозначает ту
врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми.
“Легко понять в чем состоит
воспитание природных дарований. Именно: в каком смысле о человеке говорится,
что он усовершенствует поле, огород, виноградник и какое-либо искусство и ,
наконец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он
усовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствует
каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя,
изощряя, сглаживая украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей
цели и на деле приносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошо
усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения. Тело
выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда
в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда
усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность обо многом
мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном
различении вещей между собой, в выборе и
преследовании всюду одного доброго, а также а пренебрежении и удалении всего
злого; в-третьих , когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в-
четвертых когда будет уметь красноречиво
и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого
освещения всего существующего и мыслимого”/ Коменский Я. А. Избранные
педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982. - С.8/.
Как понимает Коменский
психическое развитие ребенка и его закономерности?
Главное состоит в признании
Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде
таланта и различных способностей, которые развиваются и совершенствуются путем
воспитания.
Ребенку с рождения сопутствует
“способность познания”.
Идеи развития в трудах Я.А.
Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо
←предыдущая следующая→
1 2 3
познания”. “...Человек родился
способным для уразумления вещей, для добродетели, для неограниченной любви к
богу... и корни этих трех способностей существуют у него с такой же
несомненностью, как и корни у каждого дерева ” / Лордкипанидзе Д. Ян Амос
Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.153-154/.
Итак, из вышесказанного можно
сделать вывод, что человек рождается не со знанием а со способностями к знанию
которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И
это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.
Развивающее обучение в наследии
Ж. Руссо
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) -
наиболее выдающийся мыслитель - педагог 18 столетия. Он к той плеяде
просветителей, которая идейно подготовила французскую буржуазную революцию.
В своих главных произведениях
“Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?”,
“Общественный договор”, “Эмиль, или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза”
Руссо подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные
несправедливости, порожденные феодальным строем. В частности, н резко
критиковал современное ему воспитание, подавляющее личность ребенка, не
учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни.
Руссо является основоположником
теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами
физического, умственного и нравственного развития детей.
Систематически педагогические
идеи Руссо изложены в его романе “Эмиль, или О воспитании”, где сделана попытка
наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому
периоду задачи, содержание и методы воспитания и обучения ребенка.
Педагогические высказывания Руссо
пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой
о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов
обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической
трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными
практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать
формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.
Если Руссо высказывал много
прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек он
придерживался в основном традиционной точки зрения. Основная функция женщины,
по его мнению, быть женой и матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться
о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения домашнего
хозяйства и т. п.
Педагогическая теории Руссо
оказала большое влияние на педагогику 18-19 вв., но буржуазия вскоре придала
забвению ее демократизм, используя положительное только для воспитания своих
детей. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:
Просвещение, 1981. - С. 202/.
Как уже говорилось выше , Руссо
является основоположником теории естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного
воспитания красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих
идей? Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для
развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые
совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-педагогические
очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. -С.55/. “Дело не в том
, чтобы подавлять природные качества, а наоборот развивать их”. Вот главный
принцип идеи развивающего обучения по Руссо.
Воспитание каждого человека,
писал Руссо, дается природой путем непосредственного развития врожденных
способностей и влечений / Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука, 1980.
-С.79/. “Наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает.
Она непрерывно упражняет детей; она закаляет их темперамент всякого рода
испытаниями; она с ранних пор учит их, что такое труд и боль ” /Кларин В. М.,
Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.:
Педагогика, 1988. -С. 209/ .
Обращаясь к родителям и воспитателям,
Руссо призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы
и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные
разумные склонности.
Если ребенок плачет, Руссо
предлагал родителям и воспитателям не прибегать
к угрозам, а, напротив, терпеливо и настойчиво изучать действительные причины
детского плача. Он справедливо предупреждал, что детские слезы при отсутствии
надлежащего понимания потребностей, коими они вызываются, и вследствие
безмерных услуг родителей могут порождать нечто противоречащее морали и
природе.
Руссо рекомендует исподволь
действовать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мер
прямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с
удовлетворением нежелательных и взбалмошных детских просьб.
Среди наставлений, заслуживающих
серьезного внимания, мы встречаем у Руссо и такие поучительные советы: если вы
хотите овладеть ребенком , вы обязаны прежде всего овладеть самим собою. Если
ваш “непокладистый ребенок портит все к чему прикоснется, не сердитесь;
удаляйте от него то, что он может испортить”. Но то , что вы разрешаете ему,
разрешайте по первому его слову, без просьб, без особых условий. И если вы
запрещаете ему делать что-нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте
твердо, решительно. “Пусть никакое приставание не колеблет вас; пусть
произнесенное “нет” будет несокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее
раз пять или шесть свои силы, не станет больше пытаться опрокинуть”.
Отдавая добрую дань детскому
возрасту, Руссо продолжает: помните , что природа желает, “чтобы дети были
детьми, прежде чем они станут взрослыми”. Родители и воспитатели меньше всего
должны добиваться того, чтобы сделать своих детей способными в раннем возрасте
к серьезным размышлениям. “Если вы хотите воспитать ум вашего ученика,
воспитайте силы, которыми он должен управлять” /Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо.
-М.: Наука. 1980. -С.79 - 81/.
Развивающее обучение в наследии
М. Монтеня
Мишель Монтень (1533 - 1592) -
выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения , один из представителей
философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого
познания, зависимость его от многих условий.
Скептицизм как течение в
философии эпохи Возрождения является своеобразным продуктом гуманизма,
обратившего внимание на окружающий человека мир и подвергшего критике
преклонение перед авторитетами. В эпоху Монтеня, когда средневековая схоластика
уже начала утрачивать свое господство над умами, а опытные науки нового времени только еще начали
складываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого знания.
Подвергая сомнению различные
обычаи и взгляды современного ему общества, отрицая веру в сверхъестественное,
Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры -
католической церкви.
Являясь противником
схоластической наук средневековья, тратившей все свои силы на
комментирование небольшого числа
признанных церковью сочинений, Монтень выступал за науку опытную, изучающую
сами вещи, проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды
Монтеня: он сторонник развивающего образования, которое не загружает память
механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности
мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как
гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти
не изучались.
Как и все гуманисты, Монтень
высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное
отношение к детям.
Воспитание по Монтеню, должно
способствоватьспособствовать развитию всех сторон личности ребенка,
теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями,
выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.
Многие мысли Монтеня были
восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания
перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного
влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода
основой теории естественного воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по
истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.
Главной идеей в теории
развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение не
мыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно
осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что
развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей
книге “Опыты” в главе “О воспитании детей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы
воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного
ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности,
предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их
самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать
дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один
говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.
71/. Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял
сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.
“Пусть учитель спрашивает с
ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его, и
судить о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а
по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни
разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить,
понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это”. /Монтень М. Опыты. -М.:
Правда, 1991. -С. 122/.
“Пусть его душе будет привита
благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения;
пусть осматривает все примечательное, что только ему не встретится, будь то
какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности,
места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий ”.
“После того как юноше разъяснят,
что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует
ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из
этих наук он не выбрал, - раз его ум к этому времени будет уже развит, он
быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путем собеседования,
то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой
цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно
разжеванном виде.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 74-75/.
В этом заключаются основы
развивающего обучения педагогической теории М. Монтеня.
Заключение
М. Монтень, Я. А. Коменский и
Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в развитие педагогики. В своих трудах они
положили начало таким педагогическим принципам, как принцип природосообразности
(Коменский), принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного
воспитания (Монтень), и многим другим.
Что объединяет этих трех великих
педагогов, это идея развивающего обучения.
Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды :“Великая
дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты” Монтеня, и
другие. Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит в основном
теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах дают уже большое
количество практических советов, в частности что, где, как и когда преподавать
и чему учить.
Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать
первооткрывателями, первопроходцами в области развивающего обучения. Они оставили
за собой колоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеи развития
изучаются и практикуются и по сей день.
РЕЦЕНЗИЯ
на реферат студента 432 группы
технологического факультета
Лазарева Виктора Николаевича
на тему:
“Идеи развития в трудах Я. А
Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня”.
Реферат посвящен непосредственно
изучаемой теме, не содержит ничего лишнего. В реферате имеется много ссылок на
литературные источники, что говорит о том что Лазарев В. Н. изучил большое
количество литературы по данному вопросу. Надо сказать, что тема реферата
достаточно сложная и Лазарев В. Н. довольно успешно с ней справился.
Реферат состоит из трех основных
частей в которых дается подробное описание взглядов Коменского, Руссо и Монтеня
по интересующему вопросу. Реферат написан четко, стройно и имеет достаточный
объем. Единственным недостатком можно считать малое количество своих мыслей и выводов. Я считаю, что реферат
заслуживает положительной оценки.
Рецензент
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пискунов А. И. Хрестоматия по
истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
2. Лордкипанидзе Д. Ян Амос
Коменский. - М.: Педагогика, 1970.
3. Чечель И. Д. Антология
гуманной педагогики. Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы
Амонашвили, 1996.
4. Коменский Я. А. Избранные
педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982.
5. Гончаров Н. К.
Историко-педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.
6. Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо.
-М.: Наука, 1980.
7. Кларин В. М., Джуринский А. Н.
Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988.
8. Монтень М. Опыты. -М.: Правда,
1991.
=============
Немає коментарів:
Дописати коментар