Ігрові
технології ( Тарасевич, Штепа)
Игровая деятельность
По определению, игра - это вид деятельности в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта,
в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игру как метод обучения, передачи
опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое
применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных
учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и
интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих
случаях:
- в качестве самостоятельных технологий
для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма
существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его
части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы
(игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает
достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического
процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра
обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи
игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной
форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель
ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется
правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную
деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую
задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с
игровым результатом.
В первую очередь следует разделить игры по виду
деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные),
трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются
следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и
обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические,
профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру
игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные,
сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной
области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной
степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов,
настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с
различными средствами передвижения.
Классификационные параметры игровых технологий
По уровню применения: все уровни. По
философской основе: приспосабливающаяся. По основному фактору развития: психогенные.
По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные
+ гештальт + суггестия.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН +
СУД + СУМ + СЭН +
сдп.
По характеру содержания: все виды +
проникающие.
По типу управления: все виды - от
системы консультаций до программной.
По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: свободное
воспитание.
По преобладающему методу: развивающие,
поисковые, творческие.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая, все
категории.
Спектр целевых ориентации
• Дидактические: расширение кругозора,
познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности;
формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической
деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание
самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций,
нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание
сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
• Развивающие: развитие внимания,
памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии,
воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения
находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям
общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция;
обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
• Психологические механизмы игровой
деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении,
самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
• Игра - форма психогенного поведения,
т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
• Игра - пространство "внутренней
социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок
(Л.С.Выготский).
• Игра - свобода личности в воображении,
"иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтъев).
• Способность включаться в игру не
связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от
игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм,
отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным
содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения
между людьми.
• В возрастной периодизации детей
(Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого
возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются
соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом
деятельности для дошкольного возраста.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со
своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная
деятельность, средний -общественно полезная, старший школьный возраст -
учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать
ее в процесс
Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году
жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и
внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает
ориентироваться в них.
У ребенка формируется воображение и символическая
функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на
другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их
культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную
деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в
дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и
общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Технология развивающих игр Б.П.Никитина
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих
игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают
характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые
ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или
пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин
предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори,
уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни,
«точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети
играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками,
пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе
строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде
модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции
и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи
информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от
доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому.
Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти
вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои
творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где
формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает
перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде
рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора,
т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять
наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения
задания.
В развивающих играх - в этом и заключается их
главная особенность - удалось объединить один из основных
принципов обучения от простого к сложному с очень важным
принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда
ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот
союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием
творческих способностей:
• развивающие игры могут дать «пишу» для
развития творческих способностей с самого раннего возраста;
• их задания-ступеньки всегда создают
условия, опережающие развитие способностей;
• поднимаясь каждый раз самостоятельно
до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
• развивающие игры могут быть очень разнообразны
по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения
и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и
непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко
вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно
организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются
неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание
проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная
ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности
составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в
условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так,
в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих
играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности).
Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между
ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане -
как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция
игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой
ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в
данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в
котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение
игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового
взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры,
способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи;
игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры,
развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит,
во-первых, от систематическое их использования, во-вторых, от
целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими
упражнениями.
Игровая технология строится
как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и
объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются
последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные,
характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на
обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у
младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово,
фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается
параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный
процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из
отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых
технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи
«Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в
основное содержание обучения.
Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта
методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного
персонажа (октава - жирафа, терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник и
т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их
сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста
незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения,
понятия ритма, тональности, начала гармонии.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном
возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение
потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости,
бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте
является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая
окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных
задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей,
формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить
учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации
деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психои
социодрама.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов
игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и
выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает
ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на
сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального
лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Немає коментарів:
Дописати коментар