Опис
типової дидактичної системи.
Педагогические системы
могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по ВТ.
Афанасьеву):
- интегративные
качества (такие, которыми не обладает ни один из от дельно взятых ее
элементов);
- составные
элементы, компоненты;
- структура
(связи и отношение между частями и элементами);
- функциональные
характеристики;
- коммуникативные
свойства (связи с окружающей средой);
- историчность,
преемственность.
Существенными
характеристиками системы являются цели и результаты.
. Описание и анализ педагогической
технологии
Описание технологии предполагает раскрытие всех
основных ее характеристик, что делает возможным ее воспроизведение.
Описание (и анализ) педагогической технологии можно
представить в такой структуре.
1.Идентификация данной
педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией
(классификационной системой).
2. Название технологии, отражающее
основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения,
основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.
3. Концептуальная часть (краткое
описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее
пониманию, трактовке ее построения и функционирования):
• целевые установки и ориентации;
• основные идеи и принципы (основной
используемый фактор развития, научная концепция усвоения);
• позиция ребенка в образовательном процессе.
4. Особенности
содержания образования:
• ориентация на личностные структуры (ЗУН,
СУД, СУМ, СЭН, СДП);
• объем и характер содержания образования;
• дидактическая структура учебного плана, материала,
программ, формы изложения.
5. Процессуальная характеристика:
• особенности методики, применения методов и
средств обучения;
• мотивационная характеристика;
• организационные формы образовательного
процесса;
• управление образовательным процессом
(диагностика, планирование, регламент, коррекция);
• категория учащихся, на которых рассчитана
технология.
6. Программно-методическое обеспечение:
• учебные планы и программы;
• учебные и методические пособия;
• дидактические материалы;
• наглядные и технические средства обучения;
• диагностический инструментарий.
Экспертиза педагогической
технологии является многоаспектной.
Концептуальная часть
рассматривается с позиции новизны (инновационное), альтернативности, гуманизма
и демократизма, современности.
Содержание образования в
рассматривается с позиций современных теорий образования, принципов
системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
В процессуальной характеристике
прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов,
комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию
образования и контингенту обучаемых.
Главным
критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и
результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к
учителю, ученику и общественно-родительскому контингенту лиц.
Немає коментарів:
Дописати коментар