четвер, 2 квітня 2015 р.

Опис типової дидактичної системи.

Опис типової дидактичної системи.
Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по ВТ. Афанасьеву):
-   интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из от дельно взятых ее элементов);
-   составные элементы, компоненты;
-   структура (связи и отношение между частями и элементами);
-   функциональные характеристики;
-   коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);
-   историчность, преемственность.
Существенными характеристиками системы являются цели и результаты.
. Описание и анализ педагогической технологии
Описание технологии предполагает раскрытие всех основных ее характеристик, что делает возможным ее воспроизведение.
Описание (и анализ) педагогической технологии можно представить в такой структуре.
1.Идентификация данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой).
2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.
3. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):
•  целевые установки и ориентации;
•  основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);
•  позиция ребенка в образовательном процессе.
 4. Особенности содержания образования:
•  ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);
•  объем и характер содержания образования;
• дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.
5. Процессуальная характеристика:
•  особенности методики, применения методов и средств обучения;
•  мотивационная характеристика;
•  организационные формы образовательного процесса;
•  управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);
•  категория учащихся, на которых рассчитана технология.
6. Программно-методическое обеспечение:
•  учебные планы и программы;
•  учебные и методические пособия;
•  дидактические материалы;
•  наглядные и технические средства обучения;
•  диагностический инструментарий.
Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.
Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационное), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
Содержание образования в рассматривается с позиций современных теорий образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.
Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к учителю, ученику и общественно-родительскому контингенту лиц.

Немає коментарів:

Дописати коментар